Главная
     Методы
     Технологии
     Проблемы
     Формы и средства
     Уроки
 

Апробация биоадекватных учебников



Апробация биоадекватных учебников в различных образовательных учреждениях показала, что биоадекватное представление учебного материала сокращает время обучения в 3—5 раз, высвобождает ресурсы здоровья обучающегося, наилучшим образом приспособлено для самостоятельной работы. Все эти свойства позволяют рекомендовать использовать учебники для активного продвижения в образовательный процесс.

Следует еще раз подчеркнуть, что, хотя печатные учебники являются базовыми для разработки электронных вариантов, они не могут и не должны быть полностью заменены электронной версией. С дидактических позиций они имеют ряд преимуществ. Это привычный способ изучения материала, воспитанный с первого класса, возможность работать в любом удобном месте. Они не требуют дорогих компьютеров, не обладают вредным
воздействием электронного излучения и др.
Как считает С.А. Щенников, нужно учитывать еще и то, что менталитет и техническое оснащение российских студентов таковы, что если перед ними положить учебный материал, исполненный в виде книги, компьютерной дискеты и видеокассеты, то они наверняка протянут руку в первую очередь к книге, в то время как зарубежный студент - к видеокассете.
В электронном комплексе интенсивного обучения печатные учебные пособия играют базовую роль, потому что они содержат весь необходимый материал дисциплины, они могут самостоятельно обеспечить хорошую подготовку, поскольку в них заложены средства активизации и самоконтроля учебной деятельности.
В их числе:
-приведено достаточное количество практических примеров, поясняющих теоретический материал;
-организован непрерывный самоконтроль процесса усвоения учебного материала в виде вопросов, тестов и иных заданий с ответами, решениями и пояснениями;
-использована эффективность проблемных вопросов и заданий с подробным их анализом, пояснением и решением;
-организована промежуточная отчетность по всем разделам учебного материала, а итоговый результат определяется на основании всех промежуточных.

Это обеспечивает систематическую работу над курсом и более объективную итоговую оценку, в отличие от оценки по двум-трем случайным вопросам экзаменационных билетов.
С психологической точки зрения эти преимущества по отношению к электронному варианту сводятся к следующему:
1.Психология восприятия печатного текста такова, что информация считывается легче с текста печатной
продукции при условии, что она отвечает эстетическим и санитарно-гигиеническим требованиям.
2.Направленность взгляда прямо на незащищенный или слабо защищенный экран утомляет человека. То же можно сказать о звуке, который слышен от работающего вентилятора. Эти негативные воздействия отсутствуют при чтении печатного текста.
3.При перелистывании страниц печатного текста раздражены кончики пальцев, непосредственно усиливающих контактное взаимодействие с книгой — получается эффект удвоения восприятия и мышления. В то же время "мышь", с помощью которой перелистывается страница, является посредником между пальцами и текстом на экране.
4.Благодаря яркости словесных образов в печатном тексте, читающий "держит" взглядом разом "образ" книги всеми органами чувств при непосредственном контакте. Образ книги создается посредством целостного восприятия всей книги, включающего информацию об издании, фактуре, стилистическом оформлении и т. д.
Вместе с тем надо сказать, что печатные учебники не могут в полной мере организовать интенсивное обучение и в этом отношении явно проигрывают электронным. В самом простом случае электронный вариант печатных учебных материалов обладает рядом положительных свойств: компактностью хранения в памяти компьютера или на внешнем магнитном носителе, возможностью оперативного внесения изменений и передачи на большие расстояния по электронной почте. Кроме того, при наличии принтера можно легко получить его твердую копию.


Психолого-педагогические функции комплекса электронного учебника реализуются посредством представления учебного материала в среде гипермедиа, дидактического взаимодействия студентов с преподавателями и со средствами обучения через E-mail, Usenet, IRC, Iphone.



Рекомендуем почитать:

Урок-игра «Круглый стол», урок-игра «Аукцион».
Урок-игра «Аукцион». Этот урок организую тогда, когда нужно проверить знания тех важнейших сведений из темы, которые учащиеся могут упустить, составляя свои вопросы к играм другого вида

Урок-игра «Морской бой»
Жетоны к этой игре составляют два комплекта. В один входят с такими надписями: «Адмирал красной эскадры», «Вице-адмирал красной эскадры», «Контр-адмирал красной эскадры», «Посредники», «Резерв красной эскадры». Аналогичный комплект есть для синей эскадры. Все жетоны выкладывают вперемешку

Урок-игра «Пресс-конференция», урок-игра «Телемост».
Подготовка и проведение этого урока похожи на Урок-игру «Защита диссертации». Оборудование почти то же самое, только нет таблицы «Анализ темы» и взяты другие жетоны. Отличительная черта подготовительной части — полная свобода в подборе вопросов по теме. Вторая часть урока начинается с того, что командиры берут жетоны, определяющие роли экипажей

Урок-игра «Защита диссертации»
К этому уроку готовлю два вида жетонов: с названиями НИИ и университетов; с ролевыми надписями «Диссертант» (1 жетон), «Эксперт» (1 жетон), «Оппонент» (все остальные жетоны). После стандартной первой части командиры вытягивают жетоны, определяющие роли их экипажей, т. е. выясняется, какой экипаж будет диссертантом, какой — оппонентом, какой — экспертом

Урок-игра "Эстафета"
Урок первой отработки материала и письменного воспроизведения опорного конспекта. Это занятие — следующее за уроком изучения нового материала. Строится оно в виде игры «Эстафета».

Принципы построения уроков
Когда разобран блок вопросов или большая тема (например, «Давление твердых тел, жидкостей и газов» в VII классе), в которую входит изучение нескольких опорных конспектов, и учащиеся овладели минимумом знаний, я организую упрочнение этих знаний, их углубление и расширение при помощи самостоятельной работы с учебником и любой дополнительной литературой

Схема анализа личностно ориентированного урока
Организационный аспект

Электронные учебники
Электронный учебник обладают рядом преимуществ

Печатные пособия
Учебник интенсивного обучения также содержательно отличается от традиционного

Рекомендации по разработке материалов интенсивного обучения
Видеокассеты с записями установочных или обзорных лекций

Специфика учебно-методических средств
Во всех УМС учтено воздействие на различные каналы восприятия

Общая характеристика учебно-методических материалов
Общая характеристика учебно-методических материалов
Дидактические средства выполняют две основные функции

Принципы отбора содержания и разработки учебника
В этой связи активно разрабатываются учебные комплексы открытого типа

Основные подходы к представлению «школьный учебник»
В отечественной педагогике была выдвинута теоретическая гипотеза о важнейшем средстве обучения

Содержание и структура урока
В содержании урока выделены две части

Реклама на сайте   Карта сайта