Главная
     Методы
     Технологии
     Проблемы
     Формы и средства
     Уроки
 

Понятие урока как основной формы обучения



В дидактике, помимо метода, технологии обучения, существует понятие "форма обучения".
Будучи внешней по отношению к внутреннему — содержанию обучег ния, форма обучения опосредованно связана с ним через метод.

Диалектическая связь формы, содержания и метода прозрачна: сущность процесса обучения определяет методику, технологию и форму обучения. Сущность процесса обучения состоит в признании учителя и ученика ведущими и ведомыми в процессе их совместной деятельности.

Проблемы "формы обучения" касаются, как и всех категорий дидактики:

-понятийной определенности,

-функциональных особенностей, реализующихся в различных классификационных типах "форм обучения",

-представлений целостной структуры процесса обучения и разработки единой множественной классификации "форм обучения".

В классической педагогике существовала основная форма обучения — урок.

Урок — форма организации процесса обучения, при которой учебная работа проводится с группой учащихся постоянного состава; одинакового возраста; определенного уровня подготовки; в течение определенного времени по установленному расписанию.

Данное понятие было введено в дидактику Я.А. Коменским в XVII в., и с тех пор каждый из признаков являлся предметом исследования и критики. Постоянный состав учащихся в количестве 300 человек был предметом научного интереса Я.А. Коменского.
Идея обучения такого большого количества учащихся реализована в конце XVIII — начале XIX вв. в белланкастеровской системе в Англии. В начале XX в. в США разработана система дальтон-проекта, в России — бригадно-лабораторный метод.
В 1932 году Постановлением ЦК ВКП(б) другие формы обучения (кружки, факультативы) были "сведены" к уроку. Урок стали рассматривать в качестве основной формы процесса обучения, что повлияло на формирование жестких стереотипов в мышлении учителей и учащихся.

Урок-игра «Круглый стол», урок-игра «Аукцион».
Урок-игра «Аукцион». Этот урок организую тогда, когда нужно проверить знания тех важнейших сведений из темы, которые учащиеся могут упустить, составляя свои вопросы к играм другого вида

Урок-игра «Морской бой»
Жетоны к этой игре составляют два комплекта. В один входят с такими надписями: «Адмирал красной эскадры», «Вице-адмирал красной эскадры», «Контр-адмирал красной эскадры», «Посредники», «Резерв красной эскадры». Аналогичный комплект есть для синей эскадры. Все жетоны выкладывают вперемешку

Урок-игра «Пресс-конференция», урок-игра «Телемост».
Подготовка и проведение этого урока похожи на Урок-игру «Защита диссертации». Оборудование почти то же самое, только нет таблицы «Анализ темы» и взяты другие жетоны. Отличительная черта подготовительной части — полная свобода в подборе вопросов по теме. Вторая часть урока начинается с того, что командиры берут жетоны, определяющие роли экипажей

Урок-игра «Защита диссертации»
К этому уроку готовлю два вида жетонов: с названиями НИИ и университетов; с ролевыми надписями «Диссертант» (1 жетон), «Эксперт» (1 жетон), «Оппонент» (все остальные жетоны). После стандартной первой части командиры вытягивают жетоны, определяющие роли их экипажей, т. е. выясняется, какой экипаж будет диссертантом, какой — оппонентом, какой — экспертом

Урок-игра "Эстафета"
Урок первой отработки материала и письменного воспроизведения опорного конспекта. Это занятие — следующее за уроком изучения нового материала. Строится оно в виде игры «Эстафета».

Принципы построения уроков
Когда разобран блок вопросов или большая тема (например, «Давление твердых тел, жидкостей и газов» в VII классе), в которую входит изучение нескольких опорных конспектов, и учащиеся овладели минимумом знаний, я организую упрочнение этих знаний, их углубление и расширение при помощи самостоятельной работы с учебником и любой дополнительной литературой

Схема анализа личностно ориентированного урока
Организационный аспект

Электронные учебники
Электронный учебник обладают рядом преимуществ

Апробация биоадекватных учебников
В электронном комплексе интенсивного обучения печатные учебные пособия играют базовую роль

Печатные пособия
Учебник интенсивного обучения также содержательно отличается от традиционного

Рекомендации по разработке материалов интенсивного обучения
Видеокассеты с записями установочных или обзорных лекций

Специфика учебно-методических средств
Во всех УМС учтено воздействие на различные каналы восприятия

Общая характеристика учебно-методических материалов
Общая характеристика учебно-методических материалов
Дидактические средства выполняют две основные функции

Принципы отбора содержания и разработки учебника
В этой связи активно разрабатываются учебные комплексы открытого типа

Основные подходы к представлению «школьный учебник»
В отечественной педагогике была выдвинута теоретическая гипотеза о важнейшем средстве обучения

Содержание и структура урока
В содержании урока выделены две части

Реклама на сайте   Карта сайта