Главная
     Методы
     Технологии
     Проблемы
     Формы и средства
     Уроки
 

Основные подходы к представлению «школьный учебник»



В 60—70-е гг. XX в. в философских кругах России под влиянием "оттепели" широко обсуждались теоретические вопросы создания массового личностно-ориенти-рованного учебника. Методологической базой для его разработки послужили высказывания, в частности Гераклита Эфесского, сформулированные в настоящем времени Э.В. Ильенковым: "Развитие способности мыслить и процесс формального усвоения знаний, предусмотренных программами, — два процесса, отнюдь не совпадающих автоматически, хотя и невозможных один без другого. Многознание уму не научает, хотя и много знать должны любители мудрости".

Перед школой встала двуединая задача:
-обеспечить усвоение определенного уровня знаний, без которых немыслимо существование личности в современном обществе;
-научить ребенка мыслить, развивать его способности к самостоятельному мышлению, превратив тем самым процесс познания в стремление к "любомудрию".

Решить первую задачу позволяет любая учебная книга, в которой грамотно изложены необходимые знания.
Вторую таким путем решить невозможно, т. к. процесс мышления глубоко индивидуален, в него должна быть включена конкретная личность учащегося во всей его антропологической сущности.

В отечественной педагогике была выдвинута теоретическая гипотеза о важнейшем средстве обучения — учебнике, о его роли как источнике становления и развития личности обучающегося. В процессе многолетних исследований на основе данной гипотезы были обозначены проблемы школьного учебника и предложены некоторые способы их решения.

Основными проблемами учебника являются:
1)определение понятия "учебник",
2)назначение учебника: для учителя или ученика,
3)его содержание,
4)место учебника в системе других средств обучения,
5)организационно-технические и полиграфические требования к форме учебника.

В течение последних 40 лет "учебник" рассматривался как:
-книга или множество книг,
-мера дидактической организации всех других источников знаний,
-средство обмена информацией,
-модель процесса обучения.

Названные признаки понятия "учебники" были объединены в обобщенную категорию "учебный комплекс", в котором выделены стабильные и изменчивые структуры. Стабильной структуре соответствует уровень "стабильного учебника". Идея стабильного учебника, в котором представлено ядро учебного комплекса, опиралась на сформулированное положение о ядре знаний. "Научно-техническая революция, — писал Г.А. Ягодин, — побуждает к непрерывному пополнению знаний.
Правда, когда говорят, что знания обновляются каждые 5—7 лет, происходит смена понятий. Знания не имеют однородной структуры. Есть ядро — те знания, что ложатся в основу науки, и периферия, где идет непрерывный процесс накопления и обновления, который никак не обесценивает основной капитал. Чтобы обеспечить непрерывное образование, нужно по крайней мере два условия: первое - прочная фундаментальная база, т. е. знание основных законов природы и общества; второе — потребность учиться, уважение общества к знанию и его носителям".



Рекомендуем почитать:

Урок-игра «Круглый стол», урок-игра «Аукцион».
Урок-игра «Аукцион». Этот урок организую тогда, когда нужно проверить знания тех важнейших сведений из темы, которые учащиеся могут упустить, составляя свои вопросы к играм другого вида

Урок-игра «Морской бой»
Жетоны к этой игре составляют два комплекта. В один входят с такими надписями: «Адмирал красной эскадры», «Вице-адмирал красной эскадры», «Контр-адмирал красной эскадры», «Посредники», «Резерв красной эскадры». Аналогичный комплект есть для синей эскадры. Все жетоны выкладывают вперемешку

Урок-игра «Пресс-конференция», урок-игра «Телемост».
Подготовка и проведение этого урока похожи на Урок-игру «Защита диссертации». Оборудование почти то же самое, только нет таблицы «Анализ темы» и взяты другие жетоны. Отличительная черта подготовительной части — полная свобода в подборе вопросов по теме. Вторая часть урока начинается с того, что командиры берут жетоны, определяющие роли экипажей

Урок-игра «Защита диссертации»
К этому уроку готовлю два вида жетонов: с названиями НИИ и университетов; с ролевыми надписями «Диссертант» (1 жетон), «Эксперт» (1 жетон), «Оппонент» (все остальные жетоны). После стандартной первой части командиры вытягивают жетоны, определяющие роли их экипажей, т. е. выясняется, какой экипаж будет диссертантом, какой — оппонентом, какой — экспертом

Урок-игра "Эстафета"
Урок первой отработки материала и письменного воспроизведения опорного конспекта. Это занятие — следующее за уроком изучения нового материала. Строится оно в виде игры «Эстафета».

Принципы построения уроков
Когда разобран блок вопросов или большая тема (например, «Давление твердых тел, жидкостей и газов» в VII классе), в которую входит изучение нескольких опорных конспектов, и учащиеся овладели минимумом знаний, я организую упрочнение этих знаний, их углубление и расширение при помощи самостоятельной работы с учебником и любой дополнительной литературой

Схема анализа личностно ориентированного урока
Организационный аспект

Электронные учебники
Электронный учебник обладают рядом преимуществ

Апробация биоадекватных учебников
В электронном комплексе интенсивного обучения печатные учебные пособия играют базовую роль

Печатные пособия
Учебник интенсивного обучения также содержательно отличается от традиционного

Рекомендации по разработке материалов интенсивного обучения
Видеокассеты с записями установочных или обзорных лекций

Специфика учебно-методических средств
Во всех УМС учтено воздействие на различные каналы восприятия

Общая характеристика учебно-методических материалов
Общая характеристика учебно-методических материалов
Дидактические средства выполняют две основные функции

Принципы отбора содержания и разработки учебника
В этой связи активно разрабатываются учебные комплексы открытого типа

Содержание и структура урока
В содержании урока выделены две части

Реклама на сайте   Карта сайта