Главная
     Методы
     Технологии
     Проблемы
     Формы и средства
     Уроки
 

Печатные пособия



Главная роль в системе учебно-методического обеспечения отводилась и отводится учебнику. Учебник, по И.К. Журавлеву, представляет собой фиксированный объем социального и культурного опыта, который необходимо освоить в процессе обучения. Содержание образования и процесс обучения тесно взаимосвязаны. Учебник есть своеобразный показатель, дидактический объект, который одновременно выступает и как носитель содержания образования, и как проект учебного процесса. В нем реализуются содержательная и процессуальные стороны обучения в их органическом единстве. Выполняя роль стратегической и тактической модели,учебник реализует свою главную функцию - управления познавательной деятельностью через информатизацию знания.

Как считает Д.В. Чернилевский, учебные книги должны способствовать самоуправлению усвоением необходимого предметного содержания, т. е. являться своеобразным "самоучителем". В этом отношении у печатных учебников, предназначенных для интенсивного обучения, больше функциональных возможностей.

1.Главная функция — информационная — предполагает раскрытие сути учебника как носителя содержания обучения, представленного текстом и иллюстрациями.
2.Функция руководства (управления) направлена на раскрытие всего проекта обучения.
3.Функция стимулирования предполагает повышение интереса к материалу, возможностям его использования.
4.Функцией упражнений, самоконтроля обеспечивается прочное и устойчивое усвоение знаний и умений.
5.Посредством функции координации устанавливается взаимосвязь с другими книгами и средствами учебно-методического обеспечения конкретной учебной дисциплины.
6.Функцией рационализации ориентировано внимание на экономию времени преподавателя и студента как на аудиторных занятиях, так и вне их.Обеспечивается регулирование трудозатрат, использование дополнительных средств и аппарата для выработки рациональной основы ориентировочных действий учебного процесса.
7.Воспитательная функция заключается в выявлении гуманистической ориентации знания посредством текстов, заданий и иллюстраций.

Для реализации вышеназванных функций учебник для интенсивного обучения структурно и содержательно отличается от традиционного. Учебник интенсивного обучения структурно содержит инвариантную и вариативную части. Первая содержит фундаментальные образовательные объекты и основные технологии обучения, которыми должны овладеть обучающиеся. Вариативная часть содержит измеряемые задания, выражается в индивидуальном содержании образования.

В целом, учебник по учебной дисциплине структурно включает следующие разделы:
1.Введение в дисциплину (история, предмет, актуальность, место и взаимосвязь с другими дисциплинами программы по специальности).
2.Учебная программа по дисциплине.
3.Цель и задачи дисциплины.
4.Методические указания по самостоятельному изучению курса.
5.Основное содержание, структурированное по разделам (модулям).
6.Тесты, вопросы, задачи с ответами для тренинга.
7.Итоговый тест.
8.Практические задания для самостоятельной работы.
9.Тематика для небольших научно-исследовательских работ.
10.Толковый словарь терминов.
11.Список сокращений и аббревиатур.
12.Заключение.
13.Список литературы (основной, дополнительной,факультативной).
14.Хрестоматия по дисциплине, содержащая выдержки из учебников, научных и журнальных статей,методик и других учебных материалов по тематике курса.
15.Иллюстративный материал типа ЛОС (листов основного содержания) в виде ярких опорных образов по блоку дисциплины.
16.Оглавление.

Учебник интенсивного обучения также содержательно отличается от традиционного. В исследованиях С.А. Щенникова подчеркнуто, что в связи с экспансией в образование средств НИТ можно слышать мнения о потере актуальности печатных изданий, что при заданном содержании и приведенном структурировании уже ничего нельзя "выжать" из бумажного учебника. Однако результаты, полученные в Институте холодина-мики Российской академии естественных наук, показали, что учебный материал можно представлять студентам биоадекватно (природосообразно). При этом учебный материал организуется как система ярких опорных образов, наполненных исчерпывающей структурированной информацией в алгоритмическом порядке. В этом случае вовлекаются различные каналы восприятия. Это позволяет заложить учебную информацию в долговременную память. Механизм извлечения информации из долговременной памяти известен. Ключом "вывода" служит любой из сигналов, направленный в мозг. Целью такого представления учебной информации является формирование у обучаемого системы мыслеобразов.



Рекомендуем почитать:

Урок-игра «Круглый стол», урок-игра «Аукцион».
Урок-игра «Аукцион». Этот урок организую тогда, когда нужно проверить знания тех важнейших сведений из темы, которые учащиеся могут упустить, составляя свои вопросы к играм другого вида

Урок-игра «Морской бой»
Жетоны к этой игре составляют два комплекта. В один входят с такими надписями: «Адмирал красной эскадры», «Вице-адмирал красной эскадры», «Контр-адмирал красной эскадры», «Посредники», «Резерв красной эскадры». Аналогичный комплект есть для синей эскадры. Все жетоны выкладывают вперемешку

Урок-игра «Пресс-конференция», урок-игра «Телемост».
Подготовка и проведение этого урока похожи на Урок-игру «Защита диссертации». Оборудование почти то же самое, только нет таблицы «Анализ темы» и взяты другие жетоны. Отличительная черта подготовительной части — полная свобода в подборе вопросов по теме. Вторая часть урока начинается с того, что командиры берут жетоны, определяющие роли экипажей

Урок-игра «Защита диссертации»
К этому уроку готовлю два вида жетонов: с названиями НИИ и университетов; с ролевыми надписями «Диссертант» (1 жетон), «Эксперт» (1 жетон), «Оппонент» (все остальные жетоны). После стандартной первой части командиры вытягивают жетоны, определяющие роли их экипажей, т. е. выясняется, какой экипаж будет диссертантом, какой — оппонентом, какой — экспертом

Урок-игра "Эстафета"
Урок первой отработки материала и письменного воспроизведения опорного конспекта. Это занятие — следующее за уроком изучения нового материала. Строится оно в виде игры «Эстафета».

Принципы построения уроков
Когда разобран блок вопросов или большая тема (например, «Давление твердых тел, жидкостей и газов» в VII классе), в которую входит изучение нескольких опорных конспектов, и учащиеся овладели минимумом знаний, я организую упрочнение этих знаний, их углубление и расширение при помощи самостоятельной работы с учебником и любой дополнительной литературой

Схема анализа личностно ориентированного урока
Организационный аспект

Электронные учебники
Электронный учебник обладают рядом преимуществ

Апробация биоадекватных учебников
В электронном комплексе интенсивного обучения печатные учебные пособия играют базовую роль

Рекомендации по разработке материалов интенсивного обучения
Видеокассеты с записями установочных или обзорных лекций

Специфика учебно-методических средств
Во всех УМС учтено воздействие на различные каналы восприятия

Общая характеристика учебно-методических материалов
Общая характеристика учебно-методических материалов
Дидактические средства выполняют две основные функции

Принципы отбора содержания и разработки учебника
В этой связи активно разрабатываются учебные комплексы открытого типа

Основные подходы к представлению «школьный учебник»
В отечественной педагогике была выдвинута теоретическая гипотеза о важнейшем средстве обучения

Содержание и структура урока
В содержании урока выделены две части

Реклама на сайте   Карта сайта