Главная
     Методы
     Технологии
     Проблемы
     Формы и средства
     Уроки
 

Принципы отбора содержания и разработки учебника



1.Принципы отбора содержания стабильного учебника.

В 80-е годы были разработаны основные принципы отбора содержания стабильного учебника.
Содержание должно отвечать следующим критериям:
-научности (передавать объективные знания о мире, обществе, соответствующие научно-техническому прогрессу),
-доступности,
-непрерывности знаний,
-соответствия способам деятельности (должно сочетать в себе теорию и практическую направленность),
-технологичности (фундаментальность знаний),
-эстетическим и психологическим требованиям (соответствовать культуре изложения и оформления).

В процессе реализации всеобщего среднего образования (реальности 80-х гг.) ученым предстояло в стабильном учебнике оставить минимум основ наук и разработать педагогически обоснованный набор учебной литературы, с помощью которого одни учащиеся могли бы подойти к освоению нового на более простом, доступном материале. Другим учащимся данный учебный набор предоставил бы возможность решать творческие задачи повышенной сложности, формировал и развивал способности к творческому мышлению.

Прошедшие с того времени годы были наполнены позитивной созидательной работой по реализации программы написания и издания личностно-ориентированных учебников и пособий. Успеху этой работы способствовала новая образовательная политика, предусматривающая ликвидацию единой казенной школы, отказ от монополий единого, единственного учебника, предоставление права всем структурам образования на свободное творчество.

2.Разработки учебно-методических комплексов: три направления исследований.

В отечественной педагогике проблема разработки научно-учебно-методических материалов решается по трем направлениям.
В рамках первого направления активно разрабатываются педагогические технологии электронного варианта учебника.
Вторым направлением, предусмотрен поиск диалектической связи науки и технологической культуры, оказывающей существенное влияние на личность и ее развитие. "Культура, — пишет В.П. Зинченко, — должна пониматься как дление (непрерывные процесс во времени), как напряженная связь прошлого, настоящего и будущего. Такая напряженная связь может существовать только посредством усилий ума, напряженного и вместе с тем свободного и сознательного действия, страстной души, соединяющих все три цвета времени в жизненном пространстве личности и социума.
В этой связи активно разрабатываются учебные комплексы открытого типа, составными компонентами которого являются:
-стабильный учебник,
-разноуровневые учебники,
-параллельные учебники,
-учебники для углубленного изучения.

Таким образом, в данных комплексах отражены различные научные подходы к содержанию (параллельные учебники), определено назначение учебника — для учителя и ученика (разноуровневые учебники), а также разработаны различные технологии учебника: по типу усвоения, по модулям, по особенностям реализации (учебники для углубленного изучения).

В рамках третьего направления разрабатываются конкретные методики оценки учебных книг по трем основным критериям:
1)отражение в содержании учебной книги оптимального уровня образования, предусмотренного стандартом для инвариантной части базисного уровня учебного плана конкретного образовательного пространства (учебного предмета);
2)представление оптимальной книжной формы, т.е. гибкая внутренняя структура как учебника-книги, так и всего учебно-методического комплекса;
3)соответствие стандарту полиграфического исполнения учебного издания, основанного на санитарных
правилах издания учебной литературы.

Создание и широкое распространение подобных методик будет способствовать возникновению цивилизованного рынка учебных книг, позволит органам образования на месте более квалифицированно организовывать выпуск учебной литературы по вариантным учебным планам с учетом региональных и национальных особенностей.



Рекомендуем почитать:

Урок-игра «Круглый стол», урок-игра «Аукцион».
Урок-игра «Аукцион». Этот урок организую тогда, когда нужно проверить знания тех важнейших сведений из темы, которые учащиеся могут упустить, составляя свои вопросы к играм другого вида

Урок-игра «Морской бой»
Жетоны к этой игре составляют два комплекта. В один входят с такими надписями: «Адмирал красной эскадры», «Вице-адмирал красной эскадры», «Контр-адмирал красной эскадры», «Посредники», «Резерв красной эскадры». Аналогичный комплект есть для синей эскадры. Все жетоны выкладывают вперемешку

Урок-игра «Пресс-конференция», урок-игра «Телемост».
Подготовка и проведение этого урока похожи на Урок-игру «Защита диссертации». Оборудование почти то же самое, только нет таблицы «Анализ темы» и взяты другие жетоны. Отличительная черта подготовительной части — полная свобода в подборе вопросов по теме. Вторая часть урока начинается с того, что командиры берут жетоны, определяющие роли экипажей

Урок-игра «Защита диссертации»
К этому уроку готовлю два вида жетонов: с названиями НИИ и университетов; с ролевыми надписями «Диссертант» (1 жетон), «Эксперт» (1 жетон), «Оппонент» (все остальные жетоны). После стандартной первой части командиры вытягивают жетоны, определяющие роли их экипажей, т. е. выясняется, какой экипаж будет диссертантом, какой — оппонентом, какой — экспертом

Урок-игра "Эстафета"
Урок первой отработки материала и письменного воспроизведения опорного конспекта. Это занятие — следующее за уроком изучения нового материала. Строится оно в виде игры «Эстафета».

Принципы построения уроков
Когда разобран блок вопросов или большая тема (например, «Давление твердых тел, жидкостей и газов» в VII классе), в которую входит изучение нескольких опорных конспектов, и учащиеся овладели минимумом знаний, я организую упрочнение этих знаний, их углубление и расширение при помощи самостоятельной работы с учебником и любой дополнительной литературой

Схема анализа личностно ориентированного урока
Организационный аспект

Электронные учебники
Электронный учебник обладают рядом преимуществ

Апробация биоадекватных учебников
В электронном комплексе интенсивного обучения печатные учебные пособия играют базовую роль

Печатные пособия
Учебник интенсивного обучения также содержательно отличается от традиционного

Рекомендации по разработке материалов интенсивного обучения
Видеокассеты с записями установочных или обзорных лекций

Специфика учебно-методических средств
Во всех УМС учтено воздействие на различные каналы восприятия

Общая характеристика учебно-методических материалов
Общая характеристика учебно-методических материалов
Дидактические средства выполняют две основные функции

Основные подходы к представлению «школьный учебник»
В отечественной педагогике была выдвинута теоретическая гипотеза о важнейшем средстве обучения

Содержание и структура урока
В содержании урока выделены две части

Реклама на сайте   Карта сайта