Главная
     Методы
     Технологии
     Проблемы
     Формы и средства
     Уроки
 

Принципы построения уроков



Когда разобран блок вопросов или большая тема (например, "Давление твердых тел, жидкостей и газов" в VII классе), в которую входит изучение нескольких опорных конспектов, и учащиеся овладели минимумом знаний, я организую упрочнение этих знаний, их углубление и расширение при помощи самостоятельной работы с учебником и любой дополнительной литературой, используя одну из следующих игр: "Защита диссертации", "Пресс-конференция", "Телемост", "Морской бой", "Круглый стол", "Аукцион". Использование игр позволяет за счет интересной деятельности "подключить" всех ребят к работе с книгой.

Каждый урок - игра состоит из двух частей. Первая часть — подготовительная, вторая — собственно игра. Смысл всех игр, несмотря на их разное оформление, одинаков: ученики задают придуманные ими вопросы и получают на них ответы. Подготовительная часть всюду однотипна и включает в себя чтение учебника и другой литературы по теме, анализ материала по таблице "Анализ темы", его обсуждение в экипаже, заготовку интересных вопросов и продумывание ответов к ним. Вторая часть урока во всех названных играх строится по-разному.
Оборудование почти всегда одно и то же: демонстрационные ОК, самодельная таблица "Анализ темы", изученные приборы и установки, комплекты жетонов (для всех игр свои).

Поясню, как сделана таблица "Анализ темы". В ее основу положены рекомендации из книги "Контроль знаний учащихся по физике" (М.: Просвещение, 1982). Содержание ее следующее:

Анализ закона:
1) формулировка и математическое выражение;
2) опыты, подтверждающие его справедливость;
3)примеры применения на практике;
4) условия применимости.

Анализ понятия:
1) явления или свойства, характеризуемые данным понятием;
2) определение понятия;
3) формулы, связывающие данную физическую величину с другими;
4) единицы физической величины;
5) способы измерения.

Анализ явления:
1) признаки, по которым оно обнаруживается;
2)условия, при которых протекает;
3)связь данного явления с другими;
4)примеры использования на практике.
Анализ опыта:

1) цель;
2) схема;
3) ход эксперимента;
4) результаты.

Анализ прибора, механизма:
1) принцип действия, схема устройства;
2) назначение;
3) процесс работы;
4) применение.

Анализ теории:
1)опытное обоснование;
2) основные понятия, положения;
3) главные следствия;
4) практическое применение;
5) границы применимости.

В каждой игре оцениваю предлагаемые вопросы и даваемые ответы. При этом существуют общие правила: за трудный ("каверзный") вопрос, на который никто не может ответить, автору и его экипажу присваивается 7 баллов (это стимулирует мышление и самостоятельную работу); за обычный вопрос—3 балла; за ответ полный, не требующий дополнений,— 3 балла; за ответ, вызвавший небольшие дополнения,— 2 балла; за ответ, повлекший весомые дополнения,— 1 балл; за дополнение к ответу—1—2 балла (дополнение может давать любой ученик).



Рекомендуем почитать:

Урок-игра «Круглый стол», урок-игра «Аукцион».
Урок-игра «Аукцион». Этот урок организую тогда, когда нужно проверить знания тех важнейших сведений из темы, которые учащиеся могут упустить, составляя свои вопросы к играм другого вида

Урок-игра «Морской бой»
Жетоны к этой игре составляют два комплекта. В один входят с такими надписями: «Адмирал красной эскадры», «Вице-адмирал красной эскадры», «Контр-адмирал красной эскадры», «Посредники», «Резерв красной эскадры». Аналогичный комплект есть для синей эскадры. Все жетоны выкладывают вперемешку

Урок-игра «Пресс-конференция», урок-игра «Телемост».
Подготовка и проведение этого урока похожи на Урок-игру «Защита диссертации». Оборудование почти то же самое, только нет таблицы «Анализ темы» и взяты другие жетоны. Отличительная черта подготовительной части — полная свобода в подборе вопросов по теме. Вторая часть урока начинается с того, что командиры берут жетоны, определяющие роли экипажей

Урок-игра «Защита диссертации»
К этому уроку готовлю два вида жетонов: с названиями НИИ и университетов; с ролевыми надписями «Диссертант» (1 жетон), «Эксперт» (1 жетон), «Оппонент» (все остальные жетоны). После стандартной первой части командиры вытягивают жетоны, определяющие роли их экипажей, т. е. выясняется, какой экипаж будет диссертантом, какой — оппонентом, какой — экспертом

Урок-игра "Эстафета"
Урок первой отработки материала и письменного воспроизведения опорного конспекта. Это занятие — следующее за уроком изучения нового материала. Строится оно в виде игры «Эстафета».

Схема анализа личностно ориентированного урока
Организационный аспект

Электронные учебники
Электронный учебник обладают рядом преимуществ

Апробация биоадекватных учебников
В электронном комплексе интенсивного обучения печатные учебные пособия играют базовую роль

Печатные пособия
Учебник интенсивного обучения также содержательно отличается от традиционного

Рекомендации по разработке материалов интенсивного обучения
Видеокассеты с записями установочных или обзорных лекций

Специфика учебно-методических средств
Во всех УМС учтено воздействие на различные каналы восприятия

Общая характеристика учебно-методических материалов
Общая характеристика учебно-методических материалов
Дидактические средства выполняют две основные функции

Принципы отбора содержания и разработки учебника
В этой связи активно разрабатываются учебные комплексы открытого типа

Основные подходы к представлению «школьный учебник»
В отечественной педагогике была выдвинута теоретическая гипотеза о важнейшем средстве обучения

Содержание и структура урока
В содержании урока выделены две части

Реклама на сайте   Карта сайта