Главная
     Методы
     Технологии
     Проблемы
     Формы и средства
     Уроки
 

Урок-игра "Эстафета"



Урок первой отработки материала и письменного воспроизведения опорного конспекта.

Это занятие — следующее за уроком изучения нового материала. Строится оно в виде игры "Эстафета".
Объявляю подготовку: отвожу на нее 10—12 мин. Все повторяют материал, смотрят в учебник и на вывешенную таблицу с ОК. Через 10 мин спрашиваю командиров о степени готовности их экипажей к эстафете. Услышав ответ "Готовы!", напоминаю правила игры. Классная доска поделена на четыре части, есть еще две боковые доски, разделенные пополам. Каждый экипаж по очереди, начиная с командира, посылает к "своему" месту у доски одного своего ученика, а те по сигналу учителя воспроизводят полностью опорный конспект. (Чтобы работающие не видели записей соседей, они отгорожены друг от друга подвешенными картонками.) Каждый пишет конспект целиком (иначе ребята учат не весь материал, а только "свою" часть). Те, кто выполнил работу правильно, получают красные бумажные полоски, кто чуть хуже — зеленые, а кто еще хуже — синие, что равносильно отметкам "5", "4", "3". Сначала записи делают командиры, затем на их места выходят штурманы, и все повторяется; их сменяют первые пилоты, а тех — вторые. Если экипаж заработал только красные полоски, то каждому выставляю оценку "5", если у одного есть зеленый жетон, то всем ставлю оценку "4", а если при большинстве красных жетонов в экипаже кто-то заработал синий, то все его члены получают оценку "3". Такая система побуждает ребят дома помогать друг другу, так как успех всей команды зависит от успеха каждого.
В среднем каждый участник тратит около 5 мин на работу у доски. Следовательно, через 20 мин после начала эстафеты практически все ученики могут показать свою подготовку. Неудачникам дается еще 5 мин для повторного ответа и "спасения" себя и коллектива. Для поддержания эмоционального настроя демонстрационный ОК не убираю, а перевешиваю таким образом, чтобы его видели все, кроме работающих у доски. Те ученики, которые готовятся на местах, непрерывно сравнивают этот конспект с записями на доске и со своими знаниями, продолжая процесс выучивания материала.

За 15 мин до конца урока раздаю всем уже сидящим за своими столами листочки. На них ребята должны письменно воспроизвести ОК еще раз. Чтобы успокоить учеников после эстафеты, настроить на новую работу, листочки выдаю сам: при этом встречаюсь глазами с каждым, чуть улыбаюсь ему, шепотом желаю успеха, мальчикам жму руку. Все это ободряет, создает хороший, душевный настрой.

Листочки специально подготовлены: они каждый раз разного размера, формы или цвета. Это нужно для того, чтобы ученики не написали заранее свою работу. Листочки шифруются: на одной стороне каждый пишет свою фамилию маленькими буквами, чтобы можно было прочесть надпись только вблизи, а во весь лист — свой личный отличительный знак-шифр (кто какой придумает, каждый раз меняя его) для того, чтобы автор издалека увидел, когда учитель будет проверять именно его работу. Мелкая подпись "защищает" ученика от насмешек одноклассников при неудаче. На другой стороне листа пишут конспект. На доску вновь вывешиваю большой демонстрационный ОК, а в руки беру разлинованный картонный планшет с планом класса, чтобы делать на нем мелом пометки о работе учащихся (мел потом легко удаляется влажной тряпкой). Начинается работа. Так как известно, что восприятие у человека напоминает точки и тире на телеграфной ленте, где промежутки между ними означают "провалы" в памяти, то даю каждому ученику право один (только один!) раз в течение 10 с посмотреть на ОК. Это сознание возможности поддержки и отвлечение от мысли списать материал. Нужно сказать, что ученики обычно не торопятся воспользоваться этим правом. Тот, кто закончил работу, встает, быстро проверяет ее по висящему демонстрационному ОК и кладет на мой стол в строго определенное в зависимости от результата место. Если в работе все правильно, то оставляет ее у красной полоски; если не все, то — у зеленой; если чувствует, что работа слабая, то — у синей. Можно положить листок и за синей полоской, но это означает неудачу. Полоски соответствуют оценкам: красная — "5", зеленая — "4", синяя — "3". Мне остается только выяснить степень объективности самооценок учащихся и выставить отметки в ЭОУЗ.

Звенит звонок. Ребята уходят. Я подвожу итоги. Вижу, что главное в материале они выучили и усвоили, ибо письменно и устно изложили его себе, товарищам и учителю, потренировались в самооценке своих успехов. Я за эти три урока никого не вызывал и поэтому своей оценкой никого из учащихся не "приговорил к гражданской казни", но все получили по две отметки.



Рекомендуем почитать:

Урок-игра «Круглый стол», урок-игра «Аукцион».
Урок-игра «Аукцион». Этот урок организую тогда, когда нужно проверить знания тех важнейших сведений из темы, которые учащиеся могут упустить, составляя свои вопросы к играм другого вида

Урок-игра «Морской бой»
Жетоны к этой игре составляют два комплекта. В один входят с такими надписями: «Адмирал красной эскадры», «Вице-адмирал красной эскадры», «Контр-адмирал красной эскадры», «Посредники», «Резерв красной эскадры». Аналогичный комплект есть для синей эскадры. Все жетоны выкладывают вперемешку

Урок-игра «Пресс-конференция», урок-игра «Телемост».
Подготовка и проведение этого урока похожи на Урок-игру «Защита диссертации». Оборудование почти то же самое, только нет таблицы «Анализ темы» и взяты другие жетоны. Отличительная черта подготовительной части — полная свобода в подборе вопросов по теме. Вторая часть урока начинается с того, что командиры берут жетоны, определяющие роли экипажей

Урок-игра «Защита диссертации»
К этому уроку готовлю два вида жетонов: с названиями НИИ и университетов; с ролевыми надписями «Диссертант» (1 жетон), «Эксперт» (1 жетон), «Оппонент» (все остальные жетоны). После стандартной первой части командиры вытягивают жетоны, определяющие роли их экипажей, т. е. выясняется, какой экипаж будет диссертантом, какой — оппонентом, какой — экспертом

Принципы построения уроков
Когда разобран блок вопросов или большая тема (например, «Давление твердых тел, жидкостей и газов» в VII классе), в которую входит изучение нескольких опорных конспектов, и учащиеся овладели минимумом знаний, я организую упрочнение этих знаний, их углубление и расширение при помощи самостоятельной работы с учебником и любой дополнительной литературой

Схема анализа личностно ориентированного урока
Организационный аспект

Электронные учебники
Электронный учебник обладают рядом преимуществ

Апробация биоадекватных учебников
В электронном комплексе интенсивного обучения печатные учебные пособия играют базовую роль

Печатные пособия
Учебник интенсивного обучения также содержательно отличается от традиционного

Рекомендации по разработке материалов интенсивного обучения
Видеокассеты с записями установочных или обзорных лекций

Специфика учебно-методических средств
Во всех УМС учтено воздействие на различные каналы восприятия

Общая характеристика учебно-методических материалов
Общая характеристика учебно-методических материалов
Дидактические средства выполняют две основные функции

Принципы отбора содержания и разработки учебника
В этой связи активно разрабатываются учебные комплексы открытого типа

Основные подходы к представлению «школьный учебник»
В отечественной педагогике была выдвинута теоретическая гипотеза о важнейшем средстве обучения

Содержание и структура урока
В содержании урока выделены две части

Реклама на сайте   Карта сайта