Главная
     Методы
     Технологии
     Проблемы
     Формы и средства
     Уроки
 

Исторические аспекты формирования категории «метод обучения» XIX-XX вв



История русской культуры содержит немало идей и решений, осмысление которых может в чем-то существенно облегчить современные поиски путей к обновлению образовательных процессов в целом, отдельных их составляющих.

В педагогике центром сосредоточения многочисленных споров и дебатов является самая сложная категория науки — метод обучения. Метод (от греч. "путь к чему-либо") обозначает исследование, способ достижения цели, определенным образом упорядоченная деятельность. В философском энциклопедическом словаре метод — путь исследования или познания, теория, способ построения и обоснования системы философского и научного знания, совокупность приемов и операции практического и теоретического освоения действительности.

В основе любого метода познания лежит определенная логика, которая, по мнению М.И. Демкова, есть "форма самого разума".

Метод познания предполагает:
-отношение к любому объекту как целостному образованию;
-в рассечение целостности на элементы;
-поиск элементов структуры через сопоставительное их сравнение и установление характера связей и отношений между ними;
-поиск особых, структурообразующих элементов;
-выявление структурных уровней объекта;
-определение структурных закономерностей;
-восстановление целостности как качественного новообразования.

Метод научного познания всегда существует в двух формах: как путь исследования истин и путь их изложения [П.Ф. Каптерев]. В зависимости от того, как исследовано неизвестное содержание: много ли в нем противоречий, неточностей и т.д., путь изложения может быть разным. В.П. Вахтеров указал, что исторически сложилось две формы изложения научных истин: акроаматическая (монологическая, "излагательская") и эротематическая (диалогическая, вопросительная).

Педагогический метод отличается от метода научного познания тем, что он всегда нацелен на познающего субъекта и включает в себя личностные характеристики того, кто обучает. По аналогии с исследовательским методом, метод обучения был подразделен на два вида:дидактический и эвристический.
Дидактический метод призван, чтобы с его помощью ученики запомнили объяснение и повторили его. Характерная черта эвристического метода - возможность вызывать "тот же самый мыслительный процесс, какой переживает творец и изобретатель данного открытия или изобретения".

В истории развития отечественной педагогики, таким образом, было зафиксировано, что, с одной стороны, метод обучения оказывает влияние на познавательные процессы, а с другой — и на становление личности-индивидуальности. "Требуйте, чтобы ученик принимал все на веру, преклонялся перед авторитетом учителя и книги, давайте все правила и выводы в готовом виде, сообщайте результаты чужих наблюдений и отучите его от собственных, подавляйте все попытки к критическому отношению — и вы приготовите идеального раба", — писал В.П. Вахтеров. В связи с тем, что в современном знании существуют разные виды наук: естественные, гуманитарные науки, математика и искусство, то исследовательских методов много. В философии в разделе "Методология" изучаются общелогические, частнопредметные и другие виды методов.
Метод обучения как категория дидактики, восходя к понятию исследовательского, изучает особый вид познания — учебное.

Метод обучения нацелен на отражение учебного содержания, подлежащего усвоению, и способы его раскрытия двумя субъектами деятельности: учителем и учеником.
Таким образом, метод обучения предстает способом совместной деятельности учителя и ученика по достижению определенной дидактической цели.

В инновационной дидактике, в связи с актуализацией в неопределенном множественном опыте учащегося системы его личностных смыслов и ценностных отношений, метод обучения рассматривается в качестве "запускающего" механизма саморазвития личности. Таким образом, целостное представление категории "метода обучения" изменяет его содержание и структуру.
Вопросы о том, как связан метод обучения с содержанием и формой процесса обучения, с другими дидактическими категориями, как классифицировать методы, в дидактике представляются актуальными до сих пор.

Реклама на сайте   Карта сайта