Главная
     Методы
     Технологии
     Проблемы
     Формы и средства
     Уроки
 

Дидактические компоненты



Таким образом, "общедидактические методы не изобретаются, не конструируются, а выводятся как следствие объективных свойств содержания образования и способов его усвоения", — писал дидакт. Выделение инварианта содержания образования, которое отражает и закрепляет метод обучения, позволило И.Я. Лернеру сделать серьезный вывод о первостепенном, определяющем значении метода обучения в образовательном процессе — вывести его на предназначенное ему место метода исследования процесса образования в целом и структурно находиться в сложной зависимости от целей и содержания образования.

В реальном течении процесса цели и содержание соответственно раскрываются множественными дидактическими компонентами. Цели ученика так же. Однако цели ученика не всегда тождественны цели учителя, хотя и всегда должны ей соответствовать. Задача учителя состоит в том, чтобы "сомкнуть" эти цели. "Проектируя деятельность, — писал И.Я. Лернер, — учитель исходит из определенных дидактических целей. Ввиду того что процесс обучения представляет собой взаимодействие обучающего и обучаемого, ни один из методов неосуществим вне осознанной, целенаправленной деятельности как учителя, так и учеников. Если ученик не ставит перед собой цели, обусловленной заданием или деятельностью учителя, цель обучения недостижима. Это и понятно, ибо ученик выступает не только как объект, но и субъект процесса обучения". Если цель принята учеником, она становится побудительной силой, превращается в мотив и тогда можно говорить о состоявшемся акте обучения. Поэтому очень важным считается осуществить совпадение целей проекта метода и целей реального его воплощения в сознании ученика.
Проектируя свою деятельность, учитель строит ее в соответствии с идеальной моделью, ориентированной на реальный процесс. Однако в реальном течении процесса могут быть различные дидактические ситуации , связанные с тем, каковы психологические особенности усвоения данного содержания учеником. Он своими свойствами проявляет характер той деятельности, которую организует учитель.
Действительно, в реальном процессе деятельность учителя направлена, с одной стороны, на то, чтобы проявились свойства объекта — ученика. Здесь ведущая роль принадлежит учителю: он исследует эти свойства. После того как они познаны, определяется деятельность учителя. По мере познания новых свойств ученика, т.е. закономерностей учения, меняется и деятельность учителя.
С другой стороны, в ответ на деятельность учителя начинают проявлять себя деятельность учения и закономерности учения. Источником этого движения — желания действовать — является противоречие между возникающими у ученика под влиянием учителя потребностями в усвоении определенных знаний, умений и навыков и реальными возможностями по удовлетворению этих потребностей. Здесь ведущей оказывается деятельность ученика.

В качестве эффективных механизмов усвоения им учебного содержания, которые являются дидактическими закономерностями, отражающимися в методе, выступают:
1.Организация усвоения содержания на трех уровнях: осознанного восприятия и запоминания информации; воспроизведения способа деятельности по точному или опознаваемому образцу; творческого применения знаний и умений в незнакомой ситуации.
2.Овладение опытом творческой деятельности на уровне, доступном учащимся и необходимом обществу,
возможно только при включении их в решение специально разработанной системы значимых для них проблем и проблемных задач.

Чтобы процесс обучения был в наибольшей степени продуктивен, необходимо деятельность учителя всегда соотносить со средствами и способами деятельности ученика. Это также означает, что методы преподавания и учения не могут существовать изолированно, вне взаимного соотнесения и соотнесения с целью, ибо это уже не метод обучения. Если этим не владеет учитель, то он просто лишается возможности управлять процессом обучения и учитывать объективную роль избранного метода обучения, а следовательно, определять сам метод.
На основе разрешения противоречия путем умелого подбора методов, форм и средств обучения осуществляется включенность ученика в процесс познания, а затем развитие заложенных в нем возможностей.
"Таким образом, — замечал И.Я. Лернер, — способы усвоения (характер познавательной деятельности) детерминируют реализацию способов преподавания генетически, а методы преподавания детерминируют реализацию способов учения в реальном процессе обучения".
Потому крайне важным представляется включение в структуру метода обучения трех новых компонентов,касающихся ученика: его целей, средств и способов деятельности. Эти принципиальные аспекты позволяют придать методу иной состав, иную структуру.

В данной модели методы обучения выступают инструментом исследования, так как необходимо постоянно осмысливать соответствие определенного вида содержания и выбранного для реализации содержания метода обучения. Одновременно метод обучения является методом воспитания при учете потребностей, мотивов и соответствующей эмоциональной сферы ученика. При этом условия деятельности обучения сочетаются с переживаниями ученика, их эмоциональной реакцией на объект усвоения и соответствующую деятельность.



Рекомендуем почитать:

Тестирование
Тестирование
Теперь можно представить, как усложнятся обучающие задачи

Полезные рекомендации
Вот примеры наиболее типичных фраз и оборотов, которые называются предикатами

Психодиагностические тесты
В психологии разработано достаточное количество психодиагностических методов

Этапы выбора методов обучения и методы психодиагностики
Основная цель методов психодиагностики закреплена в их функциональном предназначении

Метод структурно отражает модель построения деятельности
В структуре метода могут быть отражены различные аспекты

Понятие «метод обучения», структура в образовательном процессе
Анализу деятельностной структуры методов обучения посвящены практически все педагогические исследования

Роль методов психодиагностики в процессе обучения
Роль методов психодиагностики в процессе обучения
Психодиагностика исследует на глубоком психологическом уровне

Проблемы диагностического уровня процесса обучения
Уровни подготовленности выявляются на основе оценок

Классификации методов обучения в дидактике
Как классифицировать множество методов обучения

Реклама на сайте   Карта сайта