Главная
     Методы
     Технологии
     Проблемы
     Формы и средства
     Уроки
 

Этапы выбора методов обучения и методы психодиагностики



Технология выбора методов обучения(По В.И. Загвязинскому):

Первый этап связан с осознанием или актуализацией цели и общих задач курса, раздела, темы.

Второй этап заключается в анализе характера и возможностей изучаемого материала по уровню значимости, по сложности. Сочетание двух выделенных факторов дают возможность использовать 5 вариантов методов. Например, характер материала — сообщающий, программированный, следовательно, возможные методы — информационный рассказ, демонстрация, работа с текстом, наблюдение.

Третий этап — анализ учебных возможностей обучаемых.

Четвертый этап - определение конкретных задач занятия.

Пятый — принятие предварительного решения о предпочтительном доминирующем типе обучения.

Шестой этап — корректировка и конкретизация принятого решения с учетом имеющегося времени, средств, оборудования, возможностей и предпочтений педагога.

Методы психодиагностики в процессе обучения.

Основная цель методов психодиагностики закреплена в их функциональном предназначении — обнаружить, выявить все компоненты, связанные с личным опытом ученика. Исследуя природные, культурные и социальные возможности личности ученика, учитель обязательно столкнется с так называемыми барьерами прошлого опыта, психологическими "препятствиями", мешающими адекватному осмыслению поступающей информации.
Барьеры прошлого опыта "застывают" в отрицательных личностных смыслах, установках, ценностных ориентациях и затрудняют полноценное развитие личности. Из психологии известно, что таких барьеров очень много. Наиболее важными являются самооценка личности, смысловой барьер и внутренний конфликт.
Исследования по изменению внутренних установок показали, что чем больше доверия вызывает источник информации, тем большее влияние он может оказать на наше восцриятие. Именно в данный момент усиливается роль учителя в
формировании адекватной самооценки.
Важно отметить, что люди с высокой самооценкой в большинстве случаев воспринимают и оценивают свой опыт таким образом,что это помогает им сохранять позитивное представление о себе и соответственно также воспринимать информацию. В то же время люди с низкой самооценкой так реагируют на ту или иную неудачу, что это затрудняет всякую возможность улучшения представлений о самом себе и поступающей информации.

Еще одним феноменом, мешающим процессу обучения, является смысловой барьер, заключающийся в том, что учитель в определенный момент не учитывает активно действующих потребностей ученика. В результате возникает внутренний конфликт между его стремлениями и желаниями выполнить то, что требует от него взрослый.

Выявив барьеры прошлого опыта, учитель обязан воспользоваться другой группой психологических методов, которые помогают нейтрализовать негативные тенденции или, наоборот, поддержать индивидуальные стремления ученика. В качестве методов данной группы выступают методы психологической коррекции и саморегуляции. Их основное предназначение — оказать психологическую поддержку и /или противодействие, осуществить подтягивание ученика до необходимого уровня восприятия поступающей информации.



Рекомендуем почитать:

Тестирование
Тестирование
Теперь можно представить, как усложнятся обучающие задачи

Полезные рекомендации
Вот примеры наиболее типичных фраз и оборотов, которые называются предикатами

Психодиагностические тесты
В психологии разработано достаточное количество психодиагностических методов

Дидактические компоненты
В данной модели методы обучения выступают инструментом исследования

Метод структурно отражает модель построения деятельности
В структуре метода могут быть отражены различные аспекты

Понятие «метод обучения», структура в образовательном процессе
Анализу деятельностной структуры методов обучения посвящены практически все педагогические исследования

Роль методов психодиагностики в процессе обучения
Роль методов психодиагностики в процессе обучения
Психодиагностика исследует на глубоком психологическом уровне

Проблемы диагностического уровня процесса обучения
Уровни подготовленности выявляются на основе оценок

Классификации методов обучения в дидактике
Как классифицировать множество методов обучения

Реклама на сайте   Карта сайта