Этапы выбора методов обучения и методы психодиагностики
Технология выбора методов обучения(По В.И. Загвязинскому):
Первый этап связан с осознанием или актуализацией цели и общих задач курса, раздела, темы.
Второй этап заключается в анализе характера и возможностей изучаемого материала по уровню значимости, по сложности. Сочетание двух выделенных факторов дают возможность использовать 5 вариантов методов. Например, характер материала — сообщающий, программированный, следовательно, возможные методы — информационный рассказ, демонстрация, работа с текстом, наблюдение.
Третий этап — анализ учебных возможностей обучаемых.
Четвертый этап - определение конкретных задач занятия.
Пятый — принятие предварительного решения о предпочтительном доминирующем типе обучения. Шестой этап — корректировка и конкретизация принятого решения с учетом имеющегося времени, средств, оборудования, возможностей и предпочтений педагога. Методы психодиагностики в процессе обучения.
Основная цель методов психодиагностики закреплена в их функциональном предназначении — обнаружить, выявить все компоненты, связанные с личным опытом ученика. Исследуя природные, культурные и социальные возможности личности ученика, учитель обязательно столкнется с так называемыми барьерами прошлого опыта, психологическими "препятствиями", мешающими адекватному осмыслению поступающей информации. Барьеры прошлого опыта "застывают" в отрицательных личностных смыслах, установках, ценностных ориентациях и затрудняют полноценное развитие личности. Из психологии известно, что таких барьеров очень много. Наиболее важными являются самооценка личности, смысловой барьер и внутренний конфликт. Исследования по изменению внутренних установок показали, что чем больше доверия вызывает источник информации, тем большее влияние он может оказать на наше восцриятие. Именно в данный момент усиливается роль учителя в формировании адекватной самооценки. Важно отметить, что люди с высокой самооценкой в большинстве случаев воспринимают и оценивают свой опыт таким образом,что это помогает им сохранять позитивное представление о себе и соответственно также воспринимать информацию. В то же время люди с низкой самооценкой так реагируют на ту или иную неудачу, что это затрудняет всякую возможность улучшения представлений о самом себе и поступающей информации.
Еще одним феноменом, мешающим процессу обучения, является смысловой барьер, заключающийся в том, что учитель в определенный момент не учитывает активно действующих потребностей ученика. В результате возникает внутренний конфликт между его стремлениями и желаниями выполнить то, что требует от него взрослый.
Выявив барьеры прошлого опыта, учитель обязан воспользоваться другой группой психологических методов, которые помогают нейтрализовать негативные тенденции или, наоборот, поддержать индивидуальные стремления ученика. В качестве методов данной группы выступают методы психологической коррекции и саморегуляции. Их основное предназначение — оказать психологическую поддержку и /или противодействие, осуществить подтягивание ученика до необходимого уровня восприятия поступающей информации.
Рекомендуем почитать:
Тестирование
 Теперь можно представить, как усложнятся обучающие задачи |
|