Главная
     Методы
     Технологии
     Проблемы
     Формы и средства
     Уроки
 

Метод структурно отражает модель построения деятельности



Следует более подробно обратиться к идеям И.Я. Лернера и М.Н. Скаткина, которые подвели итог всем рассуждениям о методе обучения. В "Дидактических основах методов обучения" содержится принципиальная критика известных интерпретаций методов обучения, а также предложены конструктивные идеи в понимании их сущности.
И.Я. Лернер исходил из того, что метод структурно отражает модель построения деятельности. Деятельность сначала проектируется, мыслится идеально, а затем воплощается в реальном процессе.
Поскольку обучение и процесс соотносятся между собой как идеальная модель и реальная, то и дидактический метод можно представить на теоретическом уровне:
1)как проектируемую личностью модель деятельности, т. е. идеальное представление о возможной и должной норме деятельности для достижения цели;
2)как представление о реализуемом проекте, т.е. находящемся в действии или исполняемом. Обе модели относятся к области сознания с той, однако, разницей,что в первом случае характеризуется субъект деятельности, т. е. сознание индивида, в котором заложен проектируемый им для себя метод, а во втором - представление исследователя, его рефлексия на строение метода проектируемого и реализуемого субъектом деятельности.

Теоретическая модель метода как проектируемая субъектом модель его деятельности содержит:

-знания о цели деятельности, одновременно являющиеся знанием о результате деятельности;
-знание о необходимом для достижения цели способе деятельности;
-знание субъекта о необходимых и возможных средствах, поскольку деятельность всегда связана со средствами деятельности интеллектуального, практического или предметного характера;
-знание об объекте деятельности, так как без объекта, идеального или материального, деятельности не
бывает.

В структуре метода могут быть отражены различные аспекты: целевой, логический, гностический, психологический, содержательный и др. Центральным из них является целевой, ибо цель метода совпадает с целями обучения. Цель обучения есть не что иное, как идеальное (мысленное) предвосхищение его конечных результатов, т. е. того, к чему должны стремиться учитель и ученик. Какова конечная цель обучения? И.Я. Лернер писал, что "личность формируется по мере усвоения определенного объема содержания социального опыта". Эта общая цель распадается на множество дидактических целей, которые "работают" на познание учебного содержания. Содержание так же, как цели, структурно расчленимо.
Его общее основание аналогично "социальному опыту", в котором проявляются такие компоненты, как:
-знания о природе, обществе, технике, человеке и способах деятельности;
-опыт осуществления способов деятельности, т. е. реализации знаний о них;
-опыт творческой деятельности;
-опыт эмоционально-чувственного отношения к миру и его объектам.

Содержание распадается на структурные элементы, каждому из которых соответствует уровень выбранного метода обучения. Виды содержания образования, — писал И.Я. Лернер, - его функции в формировании личности, способы его усвоения обусловливают и метод обучения данному виду содержания или его части".

В соответствии с четырьмя компонентами содержания выделяются четыре уровня рассмотрения метода обучения:
1)общедидактический уровень, дающий общий угол зрения для характеристики и осмысления всех элементов и его частных проявлений. На данном уровне метод выступает в качестве модели, обобщенной характеристики предписываемых норм деятельности субъектов процесса обучения для достижения его целей;
2)частнодидактический, рассматривающий методы в разных звеньях, общих для каждого процесса обучения;
3)частнопредметный. На этом уровне общедидактические методы проявляются в сочетаниях приемов,в устойчивых методиках обучения конкретному учебному предмету;
4)уровень конкретных приемов, представляющих собой различного типа действия, преследующие частные отношения к данному частнопредметному методу цели.



Рекомендуем почитать:

Тестирование
Тестирование
Теперь можно представить, как усложнятся обучающие задачи

Полезные рекомендации
Вот примеры наиболее типичных фраз и оборотов, которые называются предикатами

Психодиагностические тесты
В психологии разработано достаточное количество психодиагностических методов

Этапы выбора методов обучения и методы психодиагностики
Основная цель методов психодиагностики закреплена в их функциональном предназначении

Дидактические компоненты
В данной модели методы обучения выступают инструментом исследования

Понятие «метод обучения», структура в образовательном процессе
Анализу деятельностной структуры методов обучения посвящены практически все педагогические исследования

Роль методов психодиагностики в процессе обучения
Роль методов психодиагностики в процессе обучения
Психодиагностика исследует на глубоком психологическом уровне

Проблемы диагностического уровня процесса обучения
Уровни подготовленности выявляются на основе оценок

Классификации методов обучения в дидактике
Как классифицировать множество методов обучения

Реклама на сайте   Карта сайта