Тестирование
Тест "Сенсорные предпочтения".
Визуальные представления: 1.У кого из ваших друзей или родственников самые длинные волосы? 2.Вспомните лицо своего школьного учителя. 3.Представьте себе полоски на шкуре тигра. 4.Вспомните цвет входной двери в том доме, где вы живете или работаете. 5.Представьте себе своего любимого телевизионного ведущего в какой-нибудь высокой шляпе. 6.Представьте себе самую большую книгу из своей домашней библиотеки.
Аудиальные представления: 1.Вспомните свою любимую мелодию. 2.Попробуйте услышать в своем воображении отдаленный звон церковных колоколов. 3.У кого из ваших друзей самый тихий голос? 4.Вспомните голос своего друга детства. 5.Представьте себе, как звучал бы ваш голос под водой. 6.Постарайтесь в воображении услышать шум морского прибоя.
Кинестетические представления: 1.Попробуйте представить, что вы окунаете левую ногу в холодную воду. 2.Представьте себе, что вы держите в руках гладкий бумажный стаканчик. 3.Представьте себе, что вы пихаете ногой кошку или собаку. 4."Представьте себе, что вы надели на ноги мокрые носки. 5.Представьте себе, что вы прыгаете с высокой стены. 6.Представьте себе, что вы катите по дороге колесо от машины.
А теперь разделите общее количество баллов, набранных вами по каждой модальности, на шесть (по числу вопросов), чтобы получить среднее число. Отметьте, в котором из случаев вы набрали наибольшее количество баллов. Если возникли проблемы одинаковости счета, придумайте собственные примеры, чтобы проверить, например, особенности процесса припоминания или воображения. Если нет предпочтений, потренируйте свое воображение. Если получили высокие результаты по всем модальностям, это значит, у вас хорошая база для организации успешного обучения.
Теперь можно представить, как усложнятся обучающие задачи, если учитывать сенсорные предпочтения учащихся. Если в классе ученики визуального типа, вряд ли стоит полагаться на внимательно подобранные слова и тщательно выстроенную аргументацию. Однако совершенно неожиданный эффект в данной ситуации могут вызвать несколько удачных иллюстраций или выразительных штрихов на листе бумаги. То есть для того чтобы быть правильно понятым, оперируйте зрительными образами, нарисуйте словесную картинку. Используйте визуальные предикаты, также как "смотрите", "представьте себе". Напротив, на учеников аудиального типа это не будет действовать. Они попросят вас растолковать все просто и ясно. Кинестетики не будут удовлетворены до тех пор вашим объяснением, пока им не удастся потрогать или пощупать что-то. Ему захочется подержать в руках осязаемое. Никакие картинки не произведут впечатления, пока он не произведет продукт сам. Если правильно использовать сенсорный язык, ученики смогут "быстрее ухватить мысль", "рассмотреть вопрос", "почувствовать суть предложения". В любом случае для установки и поддержания контакта вперед или в моменты объяснения нового материала вам прежде всего следует выбрать подходящий канал связи. А в итоге — приобретенный вами "сенсорный" интеллект поможет вам в решении сложных проблемных задач.
Помимо знания сенсорных предпочтений, учитель может использовать тесты Г.И. Айзенка, профессора психологии Лондонского университета, по определению коэффициента интеллекта. Они интересны тем, что позволяют учителю определить основные типы решений тестовых задач, которые приобретают дидактическую специфику, поскольку дают возможность учителю прогнозировать, на каких этапах учебного познания он может помочь ученику в его продвижении. В соответствии с предлагаемым типом тестов можно формировать у учеников ориентировочную основу действий.
Рекомендуем почитать:
|