Главная
     Методы
     Технологии
     Проблемы
     Формы и средства
     Уроки
 

Основные понятия проблемного обучения



Основными понятиями в проблемном обучении являются проблема, проблемный вопрос, проблемная задача, проблемная ситуация.
Проблема возникает на стыке известного и неизвестного.
Проблемный вопрос — это "одноактное" действие, стимулирующее мысль, активизирующее мышление, заставляющее человека думать.
Проблемная задача предполагает ряд действий для ее решения, обучающийся должен самостоятельно провести частичный поиск.
Проблемная ситуация — это психологическое состояние интеллектуального затруднения, которое возникает у человека, если он не может объяснить новый факт при помощи имеющихся знаний или выполнить известное действие прежними знакомыми ему способами и должен найти новый. Противоречивая роль проблемной ситуации состоит в том, что в случае совпадения внешних (регулирующих) и внутренних (стимулирующих) условий и средств для разрешения ситуации она выступает как положительный фактор, при отсутствии таких средств она становится тормозом на пути обучения.

В дидактике разработаны типы проблемных ситуаций и алгоритм их создания:
1.Проблемная ситуация создается тогда, когда обнаруживается несоответствие между имеющимися системами знаний у учеников и новыми требованиями.
2.Проблемная ситуация возникает при необходимости многокритериального выбора из нескольких систем имеющихся знаний единственно необходимой системы, в предположении, что только ее использование может обеспечить решение проблемной задачи.
3.Проблемная ситуация возникает, если ученик сталкивается с новыми практическими условиями использования уже имеющихся знаний.
4.Проблемная ситуация возникает, если имеется противоречие между теоретически возможным путем решения задачи и практической неосуществимостью или нецелесообразностью избранного способа,а также между практически достигнутым результатом выполнения задания и отсутствием теоретического обоснования.
5.Проблемная ситуация возникает при решении технических задач, когда между внешним видом схематических изображений и конструктивным оформлением технического устройства отсутствует прямое соответствие.
6.Проблемная ситуация создается в условиях существования объективно заложенного в принципиальных схемах противоречия между статическим характером изображений в этих схемах и необходимостью отразить в них динамические процессы.

Алгоритм создания проблемной ситуации включает следующие компоненты:
1.Должно быть сформулировано такое практическое или теоретическое задание, при выполнении которого обучающийся должен открыть подлежащие усвоению новые знания или действия. При этом должны быть соблюдены следующие условия:
-задание основывается на тех знаниях и умениях,которыми владеет ученик;
-неизвестное, которое нужно открыть, составляет общую закономерность,общий способ действия или некоторые общие условия выполнения действия;
-выполнение проблемного задания должно вызывать у ученика потребность в усваиваемом знании;
2.Задание должно соответствовать интеллектуальным возможностям ученика.
3.Оно должно предшествовать объяснению нового материала.
4.В качестве проблемных заданий могут служить учебные задачи, вопросы и практические задания.
5.Следует различать проблемную ситуацию и проблемное задание. Задание может лишь вызвать проблемную ситуацию при определенных условиях.
6.Проблемную ситуацию должен формулировать учитель путем указания ученику на причины невыполнения им поставленного практического учебного задания или невозможность объяснения им тех или иных продемонстрированных фактов.

Примеры введения в учебный процесс технологий здоровьесбережения
Непростая задача может быть решена в игровых формах на уроках

Примеры введения в учебный процесс технологий диалогового обучения
Учитель начинает его с «настройки»

Виды убеждающих воздействий и способы введения исторического материала
Учителя влияют на речевое развитие учеников

Примеры организации игровых ситуаций на уроке
Примеры организации игровых ситуаций на уроке
Логическая цепочка

Организация процесса обучения на основе дидактической игры
Опишем инвариантные элементы учебного процесса

Приемы введения проблемных ситуаций в учебный процесс
Учитель выходит за пределы своего учебного предмета

Реклама на сайте   Карта сайта