Организация процесса обучения на основе дидактической игры
"Включенность" обучающихся в контекст их профессиональной или учебной жизнедеятельности обеспечивается методами, формами и приемами активного обучения. В педагогической литературе достаточно подробно описаны различные технологии контекстного обучения. При всем их богатстве все же следует выделить два типа наиболее востребованных технологий обучения: организации ситуаций и игр. С помощью этих форм и методов обучения воссоздается не только предметное, но и социальное содержание деятельности. Являясь воссозданием контекста будущего труда в его предметном и социальном аспекте, развертывание этих форм обучения остается процессом педагогическим, направленным на достижение целей обучения и воспитания. Здесь ученик усваивает абстрактные по своей природе, знаковые по форме знания, закрепляет умения и навыки не ради них самих, не про запас, а в реальном процессе подготовки и принятия решений, в функции средства выполнения игровых и учебных действий. Таким образом, учебный предмет в контекстном обучении становится динамическим, множественным, соответствующим логике перехода от учения к труду. Возникнув в 70—80 годы первоначально в бизнес-школах и в системе профессионального образования, игра как технология обучения быстро проникла во все сферы образования. В настоящее время имеется обширнейшая литература по теории и методике разработки и применения игр в учебном процессе. Дидактическая игра имеет свою устойчивую структуру, которая отличает ее от всякой другой деятельности. В отличие от игр вообще, дидактическая игра обладает существенным признаком - наличием четко поставленной цели обучения и соответствующего ей педагогического результата, которые могут быть обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются учебно-познавательной направленностью. Основными структурными компонентами дидактической игры являются: игровой замысел, правила, игровые действия, познавательное содержание или дидактические задачи, оборудование, результат игры.
Опишем инвариантные элементы учебного процесса, организованного на основе учебной игры.
1.Цели. Назначение — глубокое усвоение учащимися материала через игровую форму занятий. Развитие у учеников культуры речи, умение доказательно дискутировать, уважительное отношение к мнению оппонента,умение быстро и гибко решать ситуационные учебные задачи, возникающие в ходе игры, занимательность, соревновательный характер, эмоциональная окраска, обязательная оценка результатов каждого из участников.
2.Ориентация. Учитель представляет изучаемую тему, знакомит с основными положениями, которые в ней используются. Дает характеристику имитаций и игровых правил, обзор общего хода игры.
3.Подготовка к проведению. Учитель излагает сценарий, останавливаясь на игровых задачах, правилах, ролях, игровых процедурах, правилах подсчета очков,примерном типе решений в ходе игры. Распределяются роли между участниками. Эффективность и организованность игры повышается, если каждому участнику вручается функциональное описание его роли и задачи.Большое значение также имеет игровая атрибутика (знаки отличия ролей, символическая декорация, награды,штрафы и т. д.).
4.Проведение игры. Учащиеся исполняют следующие игровые роли:
-инструктор (сообщение и разъяснение правил и хода игры, неясностей, последствие игровых действий); -судья (распределение ролей, контроль над ходом игры и деятельностью участников, оценка игровых действий (награды и штрафы) в соответствии с правилами игры); -ведущий (организация обсуждения хода сценария,результатов игры; формулировка вопросов, которые подводят участников к самостоятельным выводам и обобщениям); -тренер (направляющие подсказки, подбадривание,помощь).
Рекомендуем почитать:
|