Примеры введения в учебный процесс технологий здоровьесбережения
Технологии здоровьесбережения также направлены на оказание психолого-педагогическои поддержки ученика. Если учитель полагает, что главная его задача — передать некоторую сумму знаний, умений и навыков, то он ошибается. Его главное назначение — "запускать" и сопровождать саморазвитие ученика. Непростая задача может быть решена в игровых формах на уроках. Приведем примеры.
Пример 1. "Мордашки". Ученики сигнализируют о своем эмоционально-психологическом состоянии с помощью карточек со стилизованными рисунками. Урок начинается с того, что ученик показывает одну из "мордашек" соответственно своему настроению. Здесь важно, что сам ученик сознает свое состояние и делится этим с учителем, что повышает его самоуправляемость. Сверхэффект: ученики видят понимание к себе, а учителю дается возможность подкорректировать настроение, может быть двумя-тремя фразами, дополнительно настроить на работу. Может, следует дать отдохнуть. Требования к игре-отдыху следующие: она долго не надоедает, помогает главной цели — познанию, не выпадает из структуры урока. Интересна игра "Да-нетка", которая учит связывать разрозненные факты в единую картину, систематизировать уже имеющуюся информацию, слышать и слушать соучеников. Учитель загадывает нечто, а ученики, задавая вопросы, пытаются найти ответ. Учитель лишь отвечает "да", "нет". Подобная игра на отгадывание литературного персонажа, исторического деятеля, великого ученого будет всегда уместна на уроке. Игру с "мордашками" можно включить в завершение урока. Если улыбок станет больше — урок удался.
Пример 2. "Резюме". По аналогии с мордашками со старшеклассниками можно использовать прием обратной связи — "резюме". Его суть в том, что ученики письменно отвечают на серию вопросов, отражающих их отношение к уроку, учебному предмету, учителю. Резюме делается раз в неделю или в месяц. Некоторые типовые вопросы: 1.Что нравится/не нравится на уроках? 2.Можешь ли учиться лучше? 3.Что мешает учиться лучше? 4.Какие действия учителя считаешь неправильными /правильными? 5.Поставь и обоснуй оценку учителю / себе по 10-балльной шкале.
После того как резюме сдано и проанализировано, следует поблагодарить учеников, зачитать несколько интересных фраз, формулировок или оценок, иногда противоречащих друг другу. Ученики могут заполнять резюме или оставлять его без внимания. Это материал для индивидуальной работы и оказания психологической поддержки ученикам.
Пример 3. Показательный ответ. Предполагает использование классической формы опроса, когда один отвечает, а все слушают. Нужно стремиться демонстрировать только блестящий ответ для того, чтобы сформировать у остальных учеников образ ответа, к которому они должны стремиться, как наглядную репетицию экзамена. После такого ответа полезен краткий "разбор полетов" с учениками.
Пример 4. Магнитофонный опрос. Ответ ученика записывается на магнитофоне с целью собственного прослушивания как бы со стороны. Отметка и все прочее здесь гораздо менее важны, так что в этом случае возникает небольшой подлог: такой опрос вовсе не опрос...
Пример 5. Защитный лист. Нередко ученики приходят неподготовленными. Перед каждым уроком, всегда на одном и том же месте лежит "Лист защиты", куда каждый ученик без объяснения причины может вписать свою фамилию и быть уверенным, что его не спросят.
Пример 6. Щадящий опрос. Учитель проводит тренировочный опрос, сам не выслушивая ответов учеников. Для этого класс разбивается на две подгруппы по рядам-вариантам. Учитель задает вопрос. На него отвечает первая группа. При этом каждый ученик дает ответ на вопрос своему соседу по парте — ученику второй группы. Затем на этот же вопрос отвечает учитель или сильный ученик. Ученики второй группы, прослушав ответ учителя, сравнивают его с ответом товарища и выставляют ему оценку: "+" или "—". На следующий вопрос учителя отвечают ученики второй группы, а ребята первой их прослушивают. Теперь они в роли учителя и после ответа учителя выставляют ученикам отметку. Таким образом, задав 10 вопросов, мы добиваемся того, что каждый ученик в классе ответит на 5 вопросов, прослушает ответы учителя на все вопросы, оценит своего товарища по 5 вопросам. Каждый ученик при такой форме опроса выступает и в роли отвечающего, и в роли контролирующего. В конце они могут выставить оценки друг другу.
Психологи советуют проводить с учениками игры-релаксации:
Пример 7. "Внутренний луч" предполагает возник-нбвение внутри головы луча, который двигается сверху вниз, все освещая, затем снизу вверх. Ученик должен ощутить удовольствие со словами: Я стал новым, сильным, молодым, спокойным, стабильным. Я все хорошо буду делать.
Пример 8. "Настроение". На листе рисуется что-либо с использованием цвета. На другой стороне листа пишется 5—7 слов, соответствующих настроению. Затем следует просмотреть все на листе, перечитать и разорвать, и выбросить.
Пример 9. "Прием зеркала". Учитель или ученик рассказывает конкретный факт из жизни, высказывает свое отношение к нему, оценку событий и поступков. Ученики сравнивают себя со сверстниками, как бы видя себя в зеркало. Этот психологический прием часто использовал в своей педагогической практике отечественный педагог Е.Н. Ильин.
Рекомендуем почитать:
|