Главная
     Методы
     Технологии
     Проблемы
     Формы и средства
     Уроки
 

Примеры введения в учебный процесс технологий здоровьесбережения



Технологии здоровьесбережения также направлены на оказание психолого-педагогическои поддержки ученика. Если учитель полагает, что главная его задача — передать некоторую сумму знаний, умений и навыков, то он ошибается. Его главное назначение — "запускать" и сопровождать саморазвитие ученика. Непростая задача может быть решена в игровых формах на уроках. Приведем примеры.

Пример 1. "Мордашки". Ученики сигнализируют о своем эмоционально-психологическом состоянии с помощью карточек со стилизованными рисунками. Урок начинается с того, что ученик показывает одну из "мордашек" соответственно своему настроению. Здесь важно, что сам ученик сознает свое состояние и делится этим с учителем, что повышает его самоуправляемость. Сверхэффект: ученики видят понимание к себе, а учителю дается возможность подкорректировать настроение, может быть двумя-тремя фразами, дополнительно настроить на работу. Может, следует дать отдохнуть. Требования к игре-отдыху следующие: она долго не надоедает, помогает главной цели — познанию, не выпадает из структуры урока. Интересна игра "Да-нетка", которая учит связывать разрозненные факты в единую картину, систематизировать уже имеющуюся информацию, слышать и слушать соучеников. Учитель загадывает нечто, а ученики, задавая вопросы, пытаются найти ответ. Учитель лишь отвечает "да", "нет". Подобная игра на отгадывание литературного персонажа, исторического деятеля, великого ученого будет всегда уместна на уроке.
Игру с "мордашками" можно включить в завершение урока. Если улыбок станет больше — урок удался.

Пример 2. "Резюме". По аналогии с мордашками со старшеклассниками можно использовать прием обратной связи — "резюме". Его суть в том, что ученики письменно отвечают на серию вопросов, отражающих их отношение к уроку, учебному предмету, учителю. Резюме делается раз в неделю или в месяц.
Некоторые типовые вопросы:
1.Что нравится/не нравится на уроках?
2.Можешь ли учиться лучше?
3.Что мешает учиться лучше?
4.Какие действия учителя считаешь неправильными /правильными?
5.Поставь и обоснуй оценку учителю / себе по 10-балльной шкале.

После того как резюме сдано и проанализировано, следует поблагодарить учеников, зачитать несколько интересных фраз, формулировок или оценок, иногда противоречащих друг другу. Ученики могут заполнять резюме или оставлять его без внимания. Это материал для индивидуальной работы и оказания психологической поддержки ученикам.

Пример 3. Показательный ответ. Предполагает использование классической формы опроса, когда один отвечает, а все слушают. Нужно стремиться демонстрировать только блестящий ответ для того, чтобы сформировать у остальных учеников образ ответа, к которому они должны стремиться, как наглядную репетицию экзамена. После такого ответа полезен краткий "разбор полетов" с учениками.

Пример 4. Магнитофонный опрос. Ответ ученика записывается на магнитофоне с целью собственного прослушивания как бы со стороны. Отметка и все прочее здесь гораздо менее важны, так что в этом случае возникает небольшой подлог: такой опрос вовсе не опрос...

Пример 5. Защитный лист. Нередко ученики приходят неподготовленными. Перед каждым уроком, всегда на одном и том же месте лежит "Лист защиты", куда каждый ученик без объяснения причины может вписать свою фамилию и быть уверенным, что его не спросят.

Пример 6. Щадящий опрос. Учитель проводит тренировочный опрос, сам не выслушивая ответов учеников. Для этого класс разбивается на две подгруппы по рядам-вариантам. Учитель задает вопрос. На него отвечает первая группа. При этом каждый ученик дает ответ на вопрос своему соседу по парте — ученику второй группы. Затем на этот же вопрос отвечает учитель или сильный ученик. Ученики второй группы, прослушав ответ учителя, сравнивают его с ответом товарища и выставляют ему оценку: "+" или "—". На следующий вопрос учителя отвечают ученики второй группы, а ребята первой их прослушивают. Теперь они в роли учителя и после ответа учителя выставляют ученикам отметку. Таким образом, задав 10 вопросов, мы добиваемся того, что каждый ученик в классе ответит на 5 вопросов, прослушает ответы учителя на все вопросы, оценит своего товарища по 5 вопросам. Каждый ученик при такой форме опроса выступает и в роли отвечающего, и в роли контролирующего. В конце они могут выставить оценки друг другу.

Психологи советуют проводить с учениками игры-релаксации:

Пример 7. "Внутренний луч" предполагает возник-нбвение внутри головы луча, который двигается сверху вниз, все освещая, затем снизу вверх. Ученик должен ощутить удовольствие со словами: Я стал новым, сильным, молодым, спокойным, стабильным. Я все хорошо буду делать.

Пример 8. "Настроение". На листе рисуется что-либо с использованием цвета. На другой стороне листа пишется 5—7 слов, соответствующих настроению. Затем следует просмотреть все на листе, перечитать и разорвать, и выбросить.

Пример 9. "Прием зеркала". Учитель или ученик рассказывает конкретный факт из жизни, высказывает свое отношение к нему, оценку событий и поступков. Ученики сравнивают себя со сверстниками, как бы видя себя в зеркало. Этот психологический прием часто использовал в своей педагогической практике отечественный педагог Е.Н. Ильин.



Рекомендуем почитать:

Примеры введения в учебный процесс технологий диалогового обучения
Учитель начинает его с «настройки»

Виды убеждающих воздействий и способы введения исторического материала
Учителя влияют на речевое развитие учеников

Примеры организации игровых ситуаций на уроке
Примеры организации игровых ситуаций на уроке
Логическая цепочка

Организация процесса обучения на основе дидактической игры
Опишем инвариантные элементы учебного процесса

Приемы введения проблемных ситуаций в учебный процесс
Учитель выходит за пределы своего учебного предмета

Реклама на сайте   Карта сайта