Виды убеждающих воздействий и способы введения исторического материала
Педагог имеет возможность использовать четыре вида убеждающих воздействий на уроках: информирование, разъяснение, доказательство и опровержение. Прежде чем действовать, он должен проинформировать о том, что нужно сделать. При этом ему необходимо осознать, стоит ли это делать и сможет ли он это сделать. Для этого следует проинформировать о ценности цели, о ее достижимости, лучше о средствах достижения.
Процедура разъяснения также бывает трех видов: 1.Инструктивное разъяснение проводится, когда от слушателя требуется запоминание, что и как нужно сделать. 2.Повествующее разъяснение очень похоже на рассказ. 3. Рассуждающее разъяснение имеет цель — активизировать мыслительную деятельность при помощи выдвижения аргументов "за" и "против".
Учителя влияют на речевое развитие учеников и понимание ими учебного материала не только прямо, но и косвенно, через особенности собственной речи. Наибольшего успеха достигают те учителя, которые следят за логикой своих высказываний,используют терминологию и построение фраз, легко воспринимаемых учениками определенного возраста, четкую аргументацию, не употребляют речевые штампы и лишние, навязчиво повторяющиеся слова, пользуются экспрессивными возможностями устной речи, которые в науке называются невербальными средствами. Именно они позволяют лучше выделить существенные смысловые ядра и переходить к общему смыслу сообщения.
Чтобы ввести исторический материал в учебный процесс, необходимо знать типы исторического материала и методы его введения в процесс обучения. Типы исторического материала содержат сведения, связанные с содержанием урока непосредственно, и сведения, не связанные с содержанием урока, но привлекаемые. Требования, предъявляемые к историческим материалам, включают: сжатость информации; ее научность; соответствие возрасту.
Методами введения исторического материала в учебный процесс являются: исторические обзоры; задачи из "старых" учебников; отдельные исторические замечания; наглядные пособия; интересный рассказ, исследовательская работа; театрализация; воспоминание; повторение "по кругу". Исторический материал может быть включен в начало урока для создания эмоционального состояния бодрости; в середину урока в качестве создания простейшей проблемной ситуации; в качестве задания на дом.
Большую помощь в работе учителю по самораскрытию ученика может оказать технология провоцирующих вопросов, согласно которым также возможно "подключение" интуитивной догадки. Известны следующие типы вопросов: 1.Дубитация — ряд вопросов к воображаемому собеседнику с целью постановки проблемы и обозначения форм рассуждения. 2.Объективизация - вопросы, на которые ученик отвечает сам для высвечивания отдельных сторон, в их числе: -основной вопрос — сократовский метод (вопросы издалека для отрицания); -обсуждение — постановка вопроса (утверждение-вопрос, который учит сомневаться); -риторический вопрос — для эффекта завершения.
"Подключение" интуитивной догадки можно осуществить посредством реализации образных "технологий". Так, А.А. Адаскина предлагает опираться на два типа образов: -содержащие сравнение по комплексу признаков.Образы создаются путем сближения (замещения)разных объектов на основании сходных признаков.Сами признаки остаются неназванными, но подразумеваются; -образы-характеры.Описания образов могут быть самыми различными. Это и безоценочно-образный способ, предполагающий перечисление деталей, и рационально-конструктивный, при котором учитывается взаимное расположение элементов; и неэмоционально-образный, и поток сознания, представляющий собой проекцию собственного переживания; и эмоционально-образный, с предпочтением оценочных определений и отношений к исследуемому предмету.
Рекомендуем почитать:
|