Главная
     Методы
     Технологии
     Проблемы
     Формы и средства
     Уроки
 

Основные способы систематизации технологий обучения



Вопрос о классификациях технологий обучения так же сложен, как и о методах. На различных уровнях понимания технологии обучения были предложены многочисленные модели упорядочения.

А. В рамках традиционного обучения была предложена одна из дервых классификаций единой технологии "развивающего" обучения, в которой выделены различия дидактических систем Л.В. Занкова и Д.В. Эль-конина — В.В. Давыдова.

Б. В ходе изучения технологий обучения возникла необходимость выяснить различия и сходства традиционных и инновационных технологий обучения. В основе различий лежит ориентированность на знания или личность.

В. В современной дидактике В.Т. Фоменко предложил выделить в качестве критериев сравнения традиционных и современных технологий построение учебного процесса на различных основаниях.

Г. В педагогической психологии, в исследованиях И.В. Абакумовой, представлена единая множественная классификация технологий обучения с учетом классификации по множеству оснований в методах обучения:

1.Классификация по способу кодирования информации (вербальные, машинообучающие, мультимедийные,
гипертекстовые, голографические).
2.По величине радиуса действия учебного процесса(малое академическое пространство — урок и другие виды
учебных занятий, технологии самостоятельной работы — метод проектов, диагностика и др., большое пространство
— телевидение, Интернет).
3.Технологии по критерию взаимоотношений учителя и ученика: субъект-объектные (объяснение, работа по образцу), субъект-субъектные (технология проблемного построения учебного процесса, диалогового обучения, опережающего построения учебного процесса,крупноблочного обучения), субъект-текст — субъектные (дистанционное обучение).
4.Технологии по характеру познавательной деятельности учащихся (репродуктивные, проблемные исследовательского типа и др.)
5.Технологии по способностям обеспечения личност-но-смыслового развития учащихся:
-технологии, обеспечивающие самоактуализацию субъектного опыта, — эмоционально-психологические установки и эмоционально-психологические обобщения, эмоционально-психологическое опережение, личностно-смысловой контекст, преобразование теоретического материала в образный,
-диалоговые технологии (внешний, внутренний, множественный диалоги, диалог эпох, диалоги разно характерных культур),
-игровые технологии (ролевые и другие игры, имитация, мысленные путешествия),
-технологии, обеспечивающие самовыражение учащихся (ситуации выбора, персонализация, задания на проявление рефлексии, зоны экзистенциальных проявлений учащихся),
-технологии психолого-дидактической поддержки учащихся (ситуации успеха, зоны самодифференциации и самоиндивидуализации, модели жизненного самоопределения, моделирование жизненных ситуаций и ситуаций поведения, метод личностно-значимых конкретных ситуаций, метод инцидента, смысловое погружение, ценностное ориентирование),
-технологии проблемно-творческого типа (инициации творческой деятельности учащихся, проблемные ситуации, задачи на "смысл" ситуации, явления знания сознанию, зоны "эмоционального пробуждения разума", состояние "инсайт", задание по жизненным впечатлениям, на выражение самоощущения, работа по преобразованию музыкальных образов в художественные и наоборот, задания эвристического типа, творческие сочинения, включение учащихся в процесс обучения на правах автора содержания — рисунков, рассказов, дневников, стихотворений).



Рекомендуем почитать:

О соотношении педтехнологии, образовательной технологии и технологии обучения
Проектирование педтехнологии имеет вполне определенную цель

Технологии смысловой модели обучения
К числу недостатков технологий смыслового обучения относятся

Достоинства и недостатки технологий обучения
К числу недостатков технологий относятся следующие дидактические ситуации

Соотношение метода обучения и технологии обучения
Технология же, свертываясь по законам интериоризации

Понятие «педагогическая технология» и ее связь с педтеорией
Педагогическая технология связана с понятиями «педагогическая теория»

Критерии оценивания при разноуровневом контроле
Система контрольных заданий определенной формы и содержания

Реклама на сайте   Карта сайта