Главная
     Методы
     Технологии
     Проблемы
     Формы и средства
     Уроки
 

Достоинства и недостатки технологий обучения



Достоинства и недостатки технологий дифференцированно-индивидуального обучения, проблемного, ситуативно-игрового и модульно-рейтингового обучения.

В настоящее время разработано достаточно много технологий обучения, с помощью которых можно удовлетворить познавательные интересы учителя и учеников. Однако учитель должен осознавать, что технологии обучения создаются под конкретное учебное содержание и не предполагают личностную "включенность" ученика в процесс обучения. Только учитель, анализируя достоинства и недостатки технологий обучения, способен "оживить" ту или иную технологию. Педагогическая теория предлагает множество технологий обучения: дифференцированно-индивидуальные, проблемные, эвристические, наглядные, игровые, диалоговые, информационные, здоровьесберегающие и др. Выбор осуществляется в зависимости от содержания обучения, психологических особенностей учеников, дидактических задач и условий деятельности. Опишем кратко содержание, достоинства и недостатки некоторых технологий обучения.
Технологии дифференцированно-индивидуального обучения направлены на создание условий комфортного расположения учеников за партами в классной комнате и удовлетворения их познавательного интереса во время групповой или индивидуальной работы.

Достоинства технологий обучения очевидны. Рационально и оптимально организованная групповая и коллективная деятельность может творить чудеса: раскрепощать мышление ученика; развивать способность к сотрудничеству, коллективной работе; адекватно и по достоинству оценивать способности к выдвижению интересных нетрадиционных идей, их глубокому анализу. После такой работы ее участники с интересом и желанием выполняют функции организаторов, управленцев, деятелей.

К числу недостатков технологий относятся следующие дидактические ситуации:
-на уроках весьма сложно удовлетворить повышенные интересы преуспевающих учеников и одновременно помочь отстающим;
-проблемно систематически приобщать учеников к самостоятельной работе с новым материалом, готовить их к самообразованию;
-непросто успешно решать проблемы воспитательного характера, особенно те, которые связаны с оценкой личностно-смыслового роста обучающихся.

Информационные технологии направлены на создание дидактических условий обучения ученика посредством технических средств обучения (компьютер, Интернет, мультимедиа средства). Технологическое обеспечение программированного обучения характеризуется наличием поддающейся измерению цели учебной работы и алгоритма достижения этой цели; расчленностью учебной части на шаги; завершением каждого шага самопроверкой; использованием автоматизированных обучающих систем; индивидуализацией обучения. Материальной основой программированного обучения становится обучающая программа — электронный учебник (ОП-ЭУ) -это специально созданное пособие, в котором программируется учебный материал, его усвоение и контроль.
ОП-ЭУ выполняет ряд функций преподавателя:
-служит источником информации;
-организовывает учебный процесс;
-контролирует степень усвоения материала;
-регулирует темп изучения предмета;
-дает необходимые разъяснения;
-предупреждает ошибки.

Действия обучаемого контролируются ответами. Если действие выполнено правильно, то делается следующий шаг; в противном случае — объясняется ошибка.
Структура ОП-ЭУ содержит вступительную часть, в которой обозначены цель, "завлекалочка", инструкция. Основная часть включает ознакомление и тренировку учебного материала. Обычно каждый шаг прохождения ОП-ЭУ предполагает наличие краткой информации и задание или вопрос. В случае верного ответа — высвечивается информация, подтверждающая его правильность, что дает стимул для дальнейшей работы. Если ответ неточный или неверный, то приводится кадр с наводящими вопросами или с разъяснительной информацией. Заключительная часть имеет обобщающий характер и содержит инструкцию по проверке задания.
Благодаря данным технологиям:
-формируется алгоритмическое мышление ученика,
-имеется возможность задействовать все органы чувств в процессе обучения,
-увеличивается доля самостоятельной подготовки учащегося с учебным материалом,
-оцениванию подлежат все учебные действия учащегося,
-соблюдается индивидуальный режим работы,
-предполагается постоянный возврат к пройденному материалу.

К числу недостатков информационных технологий относятся следующие:
-при конструировании процесса обучения сложно разработать гибкий путь оказания помощи и поддержки учащемуся при освоении учебной темы,
-уменьшается возможность непосредственного контакта обучаемого и обучающего,
-долгое пребывание за компьютером отрицательно сказывается на физическом и психическом здоровье учащегося,
-беспристрастность оценивания снижает личностную мотивацию,
-блокируется потребность в спонтанном самовыражении.

Проблемное обучение способствует формированию у ученика необходимой системы знаний, умений и навыков, а также обеспечивает высокий уровень развития способностей к обучению и самообучению за счет формирования особого стиля умственной деятельности. Проблемное мышление развивает творческую активность и самостоятельность обучающихся, открывает возможности творческого сотрудничества учителя и учащегося.

К числу недостатков технологии проблемного обучения относят:
-проблемное обучение применимо только на таком материале, который допускает неоднозначные, порой альтернативные подходы, оценки, толкования;
-проблемное обучение применимо только на материале высокого уровня значимости (методологического, общенаучного, теоретического);
-данный тип обучения оправдан, если у обучаемых есть необходимый стартовый уровень знаний, умений, навыков;
-проблемное обучение требует значительно больших временных затрат на использование исследовательских методик.

Модульное обучение по сравнению с программированным и проблемным обучением является более завершенным в направлении проектирования единой целостной множественной системы обучения. Как в программированном обучении, в модульном обучении тоже все заранее запрограммировано: не только последовательность изучения учебного материала, но и уровень его усвоения и контроль качества усвоения.
Технологии модульного обучения призваны обеспечить гибкость обучения, приспособить его к индивидуальным потребностям личности, уровню ее базовой подготовки. Модульное обучение предполагает замену официальных учебников и жестких программ профессиональными методическими материалами, помогающими обучающему и обучаемому в их совместной работе.
Рейтинговая система оценки знаний, в отличие от традиционной четырехбалльной, предусматривает накопление от одной точки контроля к другой пропорционально приобретению знаний, умений и навыков обучаемых.

Несомненные преимущества рейтинговой формы контроля заключаются в следующем:
-осуществляется предварительный, текущий и итоговый контроль;
-текущий контроль является средством обучения и обратной связи;
-развернутая процедура оценка результатов отдельных звеньев контроля обеспечивает его надежность;
-контроль удовлетворяет требованиям содержательной и конструктивной валидности (соответствия форм и целей);
-развернутый текущий контроль реализует мотивационную и воспитательную функции;
-развернутая процедура контроля дает возможность развивать у студентов навыки самооценки работы и формировать навыки и умения самоконтроля и профессиональной деятельности.

Ситуативно-игровые технологии обучения способствуют активизации мышления, повышению самостоятельности, вносят дух творчества в обучение, подготавливают к практической профессиональной деятельности обучающихся.
В применении ситуативно-игровых технологий обучения можно выделить следующие положительные моменты:
1.В процессе игры учащиеся знакомятся с диалектическими методами исследования вопроса, организацией работы коллектива, функциями своей "должности" на личном примере.
2.В процессе игры развиваются логическое мышление, способность к поиску ответов на поставленные вопросы, речь, речевой этикет, умение общаться во время дискуссии.
3.Как правило, учащиеся чувствуют удовлетворение,есть высокая мотивация, эмоциональная насыщенность процесса обучения.
4.В процессе деловой игры формируется сознание принадлежности ее участников к коллективу; сообща определяется степень участия каждого из них в работе; ощущается взаимосвязь участников при решении общих задач; коллективно обсуждаются все вопросы, что формирует критичность, самокритичность, уважение к мнению других, внимательность к товарищам по игре.
Отрицательными сторонами применения ситуативно-игровых технологий являются:
-высокая трудность подготовки к занятию (для преподавателя);
-преподаватель должен быть внимательным и доброжелательным режиссером в течение всей игры; И большая напряженность для преподавателя, так как он сосредоточен на непрерывном творческом поиске. Кроме того, преподаватель должен обладать актерскими данными;
-неготовность учащихся к работе с использованием игры.



Рекомендуем почитать:

О соотношении педтехнологии, образовательной технологии и технологии обучения
Проектирование педтехнологии имеет вполне определенную цель

Технологии смысловой модели обучения
К числу недостатков технологий смыслового обучения относятся

Основные способы систематизации технологий обучения
Вопрос о классификациях технологий обучения так же сложен, как и о методах

Соотношение метода обучения и технологии обучения
Технология же, свертываясь по законам интериоризации

Понятие «педагогическая технология» и ее связь с педтеорией
Педагогическая технология связана с понятиями «педагогическая теория»

Критерии оценивания при разноуровневом контроле
Система контрольных заданий определенной формы и содержания

Реклама на сайте   Карта сайта