Главная
     Методы
     Технологии
     Проблемы
     Формы и средства
     Уроки
 

Общеинтеллектуальные технологии



Общеинтеллектуальные технологииВ психологии еще разработаны такие технологии диагностики, которые помогают учителю овладеть так называемыми общеинтеллектуальными технологиями.
В отличие от тестов интеллекта, данные технологии раскрывают особенности протекания мыслительных процессов в момент решения учебных задач. В настоящее время в педагогике разрабатываются обучающие технологии сравнения, определения, классификации, абстрагирования и т. д. Особое значение приобретают различные графические и рисуночные тесты. Для того чтобы успешно организовать деятельность с использованием активных технологий обучения, учителю необходимо провести диагностику характера самооценки учеников. В этих методиках испытуемый должен схематично отразить свое место в очерченном кругу социума. Он ставит точку или крестик. Поскольку в схемах много абстракции, то их лучше применять после 12-13 лет. Шкалирование — разновидность графической методики. Испытуемому предлагается шкала с обозначенными качествами разной меры их развитости — он должен указать место своего "Я" на этой шкале. Полюсные точки шкалы — максимальная степень развитости качества. Шкала имеет ось, по одну сторону которой протяженность увеличения меры избранного качества, по другую — уменьшение до полного отсутствия.

Анализ материала производится таким образом: подсчитывается количество учеников, поставивших точку своего "Я" выше оси, и количество учеников с точкой ниже; подсчитывается количество указавших на крайнюю точку низа или верха, выявивших свои либо чрезмерные притязания, либо крайне заниженные; подсчитывается процентное соотношение самооценок в отношении разных качеств. Данные покажут, насколько желаемые технологии обучения будут дидактически целесообразны.

Более точный прогноз выбора технологии помогут осуществить методики "Акт добровольцев" и "Ранжирование". Первая методика рассчитана на практическо-действенный свободный выбор. Ученикам предлагается избрать поведение, в котором реально проявляются их ценностные отношения: Кто хочет помочь человеку? Кто мог бы поработать для общего блага? Кто хотел бы быть командиром? И т. д. При этом исключается агитация, психологическое давление и оценка в адрес избранного поведения. Вторая технология позволяет выявить степень личностной значимости каких-либо объектов для испытуемого. Предъявляется ряд слов, отражающих социальные ценности. Испытуемый проставляет напротив слова номер очередности, которую он считает возможной выстроить. Например, он ранжирует 9 существительных: труд, искусство, человек, природа, хлеб, деньги, развлечения, дом, одежда. Интересен выбор первых трех рангов. Вариантом ранжирования является произвольное дописывание ряда сочетаний слов, первое из которых в каждом ряду одно и то же — "Я": Я и? Я и? Я и? Я и? Я и?

Размер предлагаемого ряда зависит от целей педагога: если он хочет выявить ключевые ценности, то достаточен ряд из трех строчек; если он желает раскрыть ценностные ориентиры, то желательно написать 7—10 строк. Молено использовать тест только в обучающих целях, чтобы определить, какие ключевые понятия учебной темы, особенности выражений и т. д. более всего произвели впечатление.
Такую технологию целесообразнее применять на закрепляющих уроках. Добавим, что понятия должны иметь единую морфологическую структуру: глаголы, местоимения, прилагательные, причастия, существительные — иначе ранжирование невозможно.
Богатейшие возможности у двойного ранжирования. Один и тот же ряд подлежит ранговой оценке дважды: слева — оценка в прошлом; справа — оценка в настоящем. Прошлое обозначается словами "раньше". Настоящее имеет одно значение — "теперь, сейчас, в данный момент времени". В двойном ранжировании уже заложено исследуемое изменение, свершившееся с личностью. Остается лишь его зафиксировать и математически выразить.

Прогностическая функция данной технологии очевидна. Она помогает учителю, например, в модульном построении процесса обучения зафиксировать минимальные "точки" личностных отношений, после изучения — провести анализ их динамики, соответственно чему скорректировать дальнейшие учебные действия. Потенциал психодиагностических методов неисчерпаем. Если вооружить педагога знанием основных типов личностных достижений, подобрать на каждый вид и подвид максимально подходящую технологию обучения, тогда можно утверждать, что педагогика как наука выполняет свою историческую задачу - качественно осуществлять процесс усвоения и накопления опыта человечества. К сожалению, "сотрудничество" психологии и педагогики не достигло той вершины, когда каждое психологическое действие будет описано с позиций педагогической науки и отражено в педагогических технологиях.

О соотношении педтехнологии, образовательной технологии и технологии обучения
Проектирование педтехнологии имеет вполне определенную цель

Технологии смысловой модели обучения
К числу недостатков технологий смыслового обучения относятся

Достоинства и недостатки технологий обучения
К числу недостатков технологий относятся следующие дидактические ситуации

Основные способы систематизации технологий обучения
Вопрос о классификациях технологий обучения так же сложен, как и о методах

Соотношение метода обучения и технологии обучения
Технология же, свертываясь по законам интериоризации

Понятие «педагогическая технология» и ее связь с педтеорией
Педагогическая технология связана с понятиями «педагогическая теория»

Критерии оценивания при разноуровневом контроле
Система контрольных заданий определенной формы и содержания

Реклама на сайте   Карта сайта