Соотношение метода обучения и технологии обучения
Относительно новая по отношению к методу обучения категория "технология обучения", практически вытеснившая из дидактического лексикона метод, в своем осмыслении сложна.
Проблему технологизации процесса обучения с гарантированным педагогическим результатом можно решить через метод и технологию обучения, которые находятся между собой в отношениях взаимной соотнесенности, в своеобразном положении "противовесов".
С одной стороны, технология обучения определяется как развертка метода, а метод — как свернутая "технология". Но, с другой, метод обучения "стратегичнее" технологии, он определяет в руках учителя общий план процесса обучения. Технология же, свертываясь по законам интериоризации, отражается в сознании учащихся как след, образ метода.
Проблемная технология, например, будучи разверткой проблемного метода, предполагает такие процедуры, как предъявление информации, вступающей в противоречие с наличным уровнем знаний.
Возникновение из этого противоречия проблемной ситуации, поиск вариантов выхода из нее и "сжимается" в проблемную деятельность ребенка, проблемное мышление как свойство субъекта. Лишь в таком соотношении метода и технологии учитель и ученик в состоянии "добраться" до глубинного смысла изучаемых явлений, выстроить обучение как процесс "эмбрионального становления". Категориальные признаки метода обучения:
-непрерывность,
-мобильность,
-диалогичность,
-смыслообразуемость.
Рекомендуем почитать:
|