Технологии смысловой модели обучения
Технологии смысловой модели обучения применяются для того, чтобы оказать психологическую и педагогическую поддержку или противодействие учащемуся на пути его саморазвития. Эффективность их применения связана с раскрытием не только смыслового поля учебного содержания, но и переводом теоретического материала в чувственный образ, установочным отношением к постановке и решению учебной проблемы и т. п. Применение данных технологий обучения катализирует процессы личностной мотивации, познавательного интереса обучающегося, способствует развитию его эмоционально-чувственной сферы, пробуждает фантазии.
К числу недостатков технологий смыслового обучения относятся: -отсутствие необходимых у педагога психологических знаний, умений и навыков в проведении диагностики личностных предпочтений учащегося; -сложность разработки содержания технологий смысловой модели обучения; -недостаточное описание педагогического опыта использования данных технологий.
Технологиями смысловой модели обучения предусмотрено создание фасилитирующего пространства, в котором ученику легче и приятнее учиться. Для этого учитель должен следовать следующим принципам: 1.С самого начала и на всем протяжении процесса обучения учитель должен демонстрировать детям свое полное к ним доверие. 2.Он должен помогать ученикам в формулировании и уточнении целей и задач, стоящих как перед группой, так и перед каждым в отдельности. 3.Он должен исходить из того, что у учеников есть внутренняя мотивация к учению. 4.Он должен выступать для учеников как источник разнообразного опыта, к которому всегда можно обратиться за помощью, столкнувшись с трудностями в решении задачи. 5.Важно, чтобы в указанной роли он выступал для каждого ученика. 6.Он должен развивать в себе способность чувствовать эмоциональный настрой группы. 7.Он должен быть активным участником группового взаимодействия. 8.Он должен открыто выражать в группе свои чувства. 9.Он должен стремиться к достижению эмпатии, позволяющей понимать чувства и переживания каждого ученика. 10.Он должен хорошо знать самого себя.
Целостную систему процесса обучения можно сконструировать с использованием технологий смыслового обучения. Согласно технологии личностных смыслов, в процессе обучения выделяются следующие четыре элемента: -индуктивный — предполагает создание образа представлений при первом чтении текста; -дедуктивный — предполагает деформацию образа под воздействием заинтересовавших подробностей или личностно значимых описаний в тексте; -индуктивно-дедуктивный - предполагает возникновение идеи, новой связи, нескольких связей; -понятие — предполагает организацию системы связей, перетекание образа в систему понятий.
Технология сталкивания смыслов основана на таком подборе содержания из различных параграфов или тем, чтобы они в комплексе вызывали реакцию удивления. Здесь возможна реализация следующих принципов: -знакомства - непонятно, почему все вместе переплетено; -поиска внутренних связей, выдвижения гипотезы; -опровержения-подтверждения из текста гипотез,проявление скрытой связи (эмоциональное успокоение); -создания целостного видения проблемы.
Технология, основанная на лево-правополушарной стратегии, предполагает: 1.Знакомство с большим объемом информации. Это облегчает быстрое "схватывание" целостности. 2.Поиск и выбор базовых визуальных элементов (схем,рисунков и т. п.). Здесь важно остановить внимание на интересном, личностно значимом. 3.Поиск визуального материала, аналогий из повседневной жизни, выстраивание собственных объяснений изображаемого. 4.Создание условий для квазиисследовательской деятельности над изменением содержания: -перегруппировка; -концентрация вокруг базовых элементов; -включение своих аналогий в новое содержание. 5.Оформление в определенную структурно-логическую конструкцию.
Алгоритм технологии в действиях ученика в этом случае предусматривает: -определение объема информации и беглое просматривание материала; -интуитивную догадку при изучении визуального материала; -беглое чтение для подтверждения или несогласия с собственной гипотезой; -чтение текста и изображение.
Рекомендуем почитать:
|