Главная
     Методы
     Технологии
     Проблемы
     Формы и средства
     Уроки
 

Технологии смысловой модели обучения



Технологии смысловой модели обучения применяются для того, чтобы оказать психологическую и педагогическую поддержку или противодействие учащемуся на пути его саморазвития.
Эффективность их применения связана с раскрытием не только смыслового поля учебного содержания, но и переводом теоретического материала в чувственный образ, установочным отношением к постановке и решению учебной проблемы и т. п. Применение данных технологий обучения катализирует процессы личностной мотивации, познавательного интереса обучающегося, способствует развитию его эмоционально-чувственной сферы, пробуждает фантазии.

К числу недостатков технологий смыслового обучения относятся:
-отсутствие необходимых у педагога психологических знаний, умений и навыков в проведении диагностики личностных предпочтений учащегося;
-сложность разработки содержания технологий смысловой модели обучения;
-недостаточное описание педагогического опыта использования данных технологий.

Технологиями смысловой модели обучения предусмотрено создание фасилитирующего пространства, в котором ученику легче и приятнее учиться.
Для этого учитель должен следовать следующим принципам:
1.С самого начала и на всем протяжении процесса обучения учитель должен демонстрировать детям свое полное к ним доверие.
2.Он должен помогать ученикам в формулировании и уточнении целей и задач, стоящих как перед группой, так и перед каждым в отдельности.
3.Он должен исходить из того, что у учеников есть внутренняя мотивация к учению.
4.Он должен выступать для учеников как источник разнообразного опыта, к которому всегда можно обратиться за помощью, столкнувшись с трудностями в решении задачи.
5.Важно, чтобы в указанной роли он выступал для каждого ученика.
6.Он должен развивать в себе способность чувствовать эмоциональный настрой группы.
7.Он должен быть активным участником группового взаимодействия.
8.Он должен открыто выражать в группе свои чувства.
9.Он должен стремиться к достижению эмпатии, позволяющей понимать чувства и переживания каждого ученика.
10.Он должен хорошо знать самого себя.

Целостную систему процесса обучения можно сконструировать с использованием технологий смыслового обучения. Согласно технологии личностных смыслов, в процессе обучения выделяются следующие четыре элемента:
-индуктивный — предполагает создание образа представлений при первом чтении текста;
-дедуктивный — предполагает деформацию образа под воздействием заинтересовавших подробностей или личностно значимых описаний в тексте;
-индуктивно-дедуктивный - предполагает возникновение идеи, новой связи, нескольких связей;
-понятие — предполагает организацию системы связей, перетекание образа в систему понятий.

Технология сталкивания смыслов основана на таком подборе содержания из различных параграфов или тем, чтобы они в комплексе вызывали реакцию удивления. Здесь возможна реализация следующих принципов:
-знакомства - непонятно, почему все вместе переплетено;
-поиска внутренних связей, выдвижения гипотезы;
-опровержения-подтверждения из текста гипотез,проявление скрытой связи (эмоциональное успокоение);
-создания целостного видения проблемы.

Технология, основанная на лево-правополушарной стратегии, предполагает:
1.Знакомство с большим объемом информации. Это облегчает быстрое "схватывание" целостности.
2.Поиск и выбор базовых визуальных элементов (схем,рисунков и т. п.). Здесь важно остановить внимание на интересном, личностно значимом.
3.Поиск визуального материала, аналогий из повседневной жизни, выстраивание собственных объяснений изображаемого.
4.Создание условий для квазиисследовательской деятельности над изменением содержания:
-перегруппировка;
-концентрация вокруг базовых элементов;
-включение своих аналогий в новое содержание.
5.Оформление в определенную структурно-логическую конструкцию.

Алгоритм технологии в действиях ученика в этом случае предусматривает:
-определение объема информации и беглое просматривание материала;
-интуитивную догадку при изучении визуального материала;
-беглое чтение для подтверждения или несогласия с собственной гипотезой;
-чтение текста и изображение.



Рекомендуем почитать:

О соотношении педтехнологии, образовательной технологии и технологии обучения
Проектирование педтехнологии имеет вполне определенную цель

Достоинства и недостатки технологий обучения
К числу недостатков технологий относятся следующие дидактические ситуации

Основные способы систематизации технологий обучения
Вопрос о классификациях технологий обучения так же сложен, как и о методах

Соотношение метода обучения и технологии обучения
Технология же, свертываясь по законам интериоризации

Понятие «педагогическая технология» и ее связь с педтеорией
Педагогическая технология связана с понятиями «педагогическая теория»

Критерии оценивания при разноуровневом контроле
Система контрольных заданий определенной формы и содержания

Реклама на сайте   Карта сайта