Главная
     Методы
     Технологии
     Проблемы
     Формы и средства
     Уроки
 

Урок-ролевая игра по методу учителя М.Я. Павлова



Уроки такого типа имитируют научную, производственную или научно-производственную деятельность людей. Занятия аналогичного типа широко практикуются в экономике, на предприятиях, в медицине, на курсах повышения квалификации специалистов разных профилей для выработки навыков рационального решения проблем и задач, встречающихся в реальной жизни. Рассматриваемые уроки моделируют самые разнообразные жизненные и производственные ситуации и предназначены для разных целей: изучения нового материала, его закрепления, расширения и отработки. Они нравятся ученикам тем, что ставят их в условия, когда нужно решать производственные задачи, что похожи на настоящую работу родителей и родственников, дают почувствовать себя взрослыми, принимающими серьезные деловые решения.

Учитель Кормильчанской школы Чемеровецкого района Хмельницкой области (Украина) М.Я. Павлов проводит урок-ролевую игру под названием "Утро в деревне".
Он посвящает ее отработке знаний о плотности вещества (VII класс). М. Я. Павлов рассказывает следующее.
Назвав тему и цель урока, я , "избрав" ребят на следующие должности: заведующий кормовым двором, зоотехник, кладовщик, учетчик бригады, бригадир строителей, заведующий автогаражом, лаборант молочнотоварной фермы и др.; должность председателя колхоза досталась мне. Затем пригласил всех на "производственное совещание", предложив взять с собой блокноты и карандаши. Сформулировал задачу на текущий день и выдал всем специалистам задания. Задания такие:
заведующий кормовым двором должен подсчитать, сколько надо выкопать траншей, чтобы сохранить на корм скоту 128 т картофеля;
зоотехническая служба во главе с зоотехником обязана рассчитать массу кукурузного силоса, который будет запасен в качестве корма, если эта культура занимает площадь 200 га.
Нужно также решить, сколько потребуется вырыть траншей для его сохранения. Расчеты проводятся из условия, что для заполнения траншеи объемом 2 500 м3 нужно скосить кукурузную зеленую массу на площади 25 га;
бригадир строителей должен произвести расчет: какого объема и каких размеров отсек он должен соорудить со своими рабочими, чтобы вместить в него 100 т пшеницы;
у заведующего автогаражом такая задача: необходимо перевезти 60 м 3 песка на расстояние 20 км. Для этого выделяется 10 трехтонных грузовиков. Рассчитать, сколько дней должны работать машины, если за день каждая может сделать не более 5 рейсов;
учетчик должен срочно подать в ЦСУ сведения о количестве гектаров скошенной на силос кукурузы. Так как пошел сильный дождь и он не может выйти в поле и сделать замеры, то ему предлагается воспользоваться следующими сведениями: из весовой передали, что собрано 1 750 т зеленой массы и ею наполнена траншея объемом 2 500 м3;
экспедитору нужно подсчитать, сколько (какую массу) каменного угля привезет грузовик;
лаборант рассчитывает, какую массу молока можно перевезти на молочный завод в пяти бидонах, если известна вместимость каждого бидона, а также плотность надоенного молока.
После выполнения расчетов проводится "летучка"—краткое производственное совещание перед началом работы, где каждый специалист докладывает председателю колхоза о полученных результатах. К уроку даются задания: узнать параметры силосной траншеи и отсека, где хранится зерно, объем и массу пустого бидона (записать эти данные на доске), а также сделать большую таблицу плотностей веществ, с которыми имеют дело в сельском хозяйстве.

Урок-сочинение по методике учителя Т.В. Пирог
Как показывает само название этого типа уроков, они посвящаются творческим работам учащихся. Работы могут быть разными по характеру: сочинения, составление схем и проектов физических установок, придумывание физических задач, картин и таблиц на физические темы и т. д. На уроке осуществляется либо один вид творческой работы, например изобретательство, либо сразу несколько — не очень сложных

Урок-литературный концерт по методу учителей Н.Т. Трушкиной и В.Д. Денисовой
Рассказывает учительница 9-й средней школы г. Воронежа В.Д. Денисова. В начале учебного года в VII классе провожу театрализованный урок «Физика в сказке». Организую его тогда, когда уже изучены первые понятия: «молекула», «три состояния вещества», «диффузия» и т. д. (до механического движения)

Урок-литературный концерт «Час воспоминаний, или Встреча с прошлым» по методу Е.Булатовой
Уроки этого типа посвящаются истории изучения физических явлений либо персоналиям деятелей науки; они имеют ярко выраженную историческую направленность. Их замысел: рассказать, основываясь на воспоминаниях очевидцев, о конкретном научном открытии. Действующими лицами выступают ведущий, ученый, его современники, архивариус

Урок-КВН по методу И.А. Волкова: вторая часть
Хочется отметить, что ученики VII и VIII классов всегда с интересом участвуют в уроке-КВН, который привлекает их необычной формой и разными, в том числе творческими, видами деятельности. Нравится ребятам и непринужденная, теплая, доверительная обстановка урока, создать которую помогают музыкальные вставки, а также стихотворные заставки и подбадривания учителя

Урок-КВН по методу И.А. Волкова: первая часть
Этот урок тоже относится к урокам-соревнованиям, но выделен нами отдельно из-за того, что похож на широко известную и любимую зрителями телевизионную передачу. Его особенность: наряду с серьезными заданиями, командам предлагают и юмористические

Творческие лабораторные работы по методике учителя А.Н. Митина
Первый урок по теме «Электромагнитная индукция». Учащиеся входят в кабинет физики, где на каждом рабочем месте их ждет комплект приборов, состоящий из гальванометра (школьный миллиамперметр), набора деталей для сборки электромагнита (но без контактов реле), двух магнитов (полосовые или дугообразные), ключа, реостата, нескольких соединительных проводников, источника тока (батарея гальванических элементов или аккумуляторов)

Урок-ролевая игра по методу учителя И.Я. Ланина: "Госприемка", "Патент"
Цель игры "Госприемка" — развитие активности и внимания учащихся при опросе, воспитание объективности и честности. Цель игры "Патент"— закрепление пройденного вопроса программы, развитие творческих умений

Урок-ролевая игра по методу учителя И.Я. Ланина: "слет специалистов"
Цель игры — «включение» учащихся в работу по изучению нового материала, развитие умения передавать полученную информацию. Организационный замысел: какая-то тема изучается рядом научных учреждений, однако каждое из них недостаточно знакомо с выводами и методами исследований своих коллег; задача участников слета: ознакомить всех с вопросами, которые разрабатываются в данном научном коллективе

Урок-ролевая игра по методу учителя Б.В. Роменского: задание для отрядов «Обогрев» и «Вентиляция»
Составьте проект электрической схемы, по которой можно собрать установку для обогрева помещения. Учтите при этом следующее: обогревателями служат лабораторные резисторы, а источником тока — аккумулятор; при сгорании одного обогревателя остальные тоже должны прекратить работу

Урок-ролевая игра по методу учителя Б.В. Роменского: задание для отряда «Освещение»
С помощью кинофрагмента «Звезды» и наложенного на кадры посредством эпидиаскопа силуэта ракеты имитирую полет космического корабля к незнакомой планете, жители которой терпят бедствие и послали сигнал «SOS». Говорю, что на раздумье есть 40 мин, так как за это время ракета подойдет к планете. Поэтому пассажиров ракеты (класса) разбиваю на три отряда

Урок-ролевая игра по методу учителя Н.Л. Смирновой
На таких уроках, рассказывает она, моделируется труд разных специалистов, поэтому формирую из учеников следующие группы: поставщиков исходных данных (цель — актуализация опорных знаний), помощи (выдает сведения по справочной литературе), «мозгового центра» (выдвигает гипотезу, идеи), экспериментаторов (демонстрирует явления, лежащие в основе предлагаемой конструкции)

Реклама на сайте   Карта сайта