Творческие лабораторные работы по методике учителя А.Н. Митина
Творческие лабораторные работы серий "Эврика" и "Познай себя". Рассказывает о них учитель 293-й средней школы г. Москвы А.Н. Митин. Раскрою суть первого метода на конкретном примере. Первый урок по теме "Электромагнитная индукция". Учащиеся входят в кабинет физики, где на каждом рабочем месте их ждет комплект приборов, состоящий из гальванометра (школьный миллиамперметр), набора деталей для сборки электромагнита (но без контактов реле), двух магнитов (полосовые или дугообразные), ключа, реостата, нескольких соединительных проводников, источника тока (батарея гальванических элементов или аккумуляторов). Обращаюсь к ним с кратким вступительным словом (можно дать его в магнитофонной записи, что создаст таинственную атмосферу): "Здравствуйте, ребята! Вы, надеюсь, помните открытое в 1820 г. Эрстедом действие электрического тока на магнитную стрелку, которое показало, что изучавшиеся до этого изолированно друг от друга электрические и магнитные явления на самом деле взаимосвязаны. Но опыт Эрстеда выявил лишь одну сторону этой связи: магнитный эффект был получен за счет электрического тока. Потенциально же возможная обратная сторона этой связи не была вскрыта... И вот в 1821 г. молодой английский физик Майкл Фарадей сделал в своем лабораторном журнале лаконичную запись: "Превратить магнетизм в электричество"; она стала программой его исследований на ближайшие годы. Почти 10 лет трудился над ней ученый, пока добился успеха. У вас, ребята, на рабочих местах такие же по назначению приборы, какие были на лабораторном столе Фарадея. И вам предлагается на этом уроке попробовать решить эту проблему—"превратить магнетизм в электричество", т. е. произвести такие опыты, какие вы сочтете нужными, чтобы получить посредством магнитного поля электрический ток, а затем постараться выяснить закономерности этого явления". При этих словах открываю заранее заготовленную на доске надпись: Цель: "Превратить магнетизм в электричество" (М. Фарадей). Дата ... Лабораторное исследование из серии "Эврика" — "Мое открытие электромагнитной индукции". В отчете: 1) зарисовки и краткое описание опытов; 2) выводы. Продолжаю объяснять правила работы: "Вы имеете право тихо обсудить со мной или лаборантом свои замыслы. Приоритет вашего мини-открытия закрепляется нашими подписями. Постарайтесь не только решить проблему, но и тщательно исследовать ее со всех сторон. Подумайте и о том, как оповестить "весь мир" о своем открытии, как сделать это выразительно, четко и полно. Помните: будут учитываться оригинальность ваших творческих находок, тщательность, аккуратность и полнота вашего исследования, а также подготовленная о нем информация. И еще; как вы думаете: стал бы Фарадей соединять миллиамперметр непосредственно с источником тока? Нет? Верно. И я надеюсь, что вы тоже этого не сделаете. А теперь за работу! Желаю успеха". ...Что тут начинается! Только успевай, учитель! Вон у одного мальчика лихорадочно заблестели глаза: он обнаружил, что движение магнита вдоль оси катушки влияет на положение стрелки присоединенного к катушке гальванометра. Быстрая отметка—подпись учителя на рисунке в отчете этого ученика и короткий совет ему: попробовать изменить скорость движения магнита, взять вместо магнита электромагнит. Спешу к другому ученику: тот выяснил, что вращение магнита относительно оси катушки почему-то никакого эффекта не дает; похвала за очень интересное наблюдение и совет внимательно его обдумать... Когда основные открытия сделаны (и не страшно, что некоторые их перепроверяют), настраиваю учащихся на вдумчивую и кропотливую обработку и оформление результатов, на проведение дополнительных опытов для получения более тонких эффектов. (На этом занятии в своем рабочем блокноте я делаю пометки для себя.) А на следующем уроке, обобщив полученные в ходе лабораторной работы знания, я уже имею солидную базу для объяснения материала и постановки соответствующего демонстрационного эксперимента. При этом всегда называю имена тех ребят, которые первыми в данном классе открыли ту или иную особенность явления электромагнитной индукции.
Рекомендуем почитать:
Урок-сочинение по методике учителя Т.В. Пирог Как показывает само название этого типа уроков, они посвящаются творческим работам учащихся. Работы могут быть разными по характеру: сочинения, составление схем и проектов физических установок, придумывание физических задач, картин и таблиц на физические темы и т. д. На уроке осуществляется либо один вид творческой работы, например изобретательство, либо сразу несколько — не очень сложных |
Урок-КВН по методу И.А. Волкова: вторая часть Хочется отметить, что ученики VII и VIII классов всегда с интересом участвуют в уроке-КВН, который привлекает их необычной формой и разными, в том числе творческими, видами деятельности. Нравится ребятам и непринужденная, теплая, доверительная обстановка урока, создать которую помогают музыкальные вставки, а также стихотворные заставки и подбадривания учителя |
Урок-КВН по методу И.А. Волкова: первая часть Этот урок тоже относится к урокам-соревнованиям, но выделен нами отдельно из-за того, что похож на широко известную и любимую зрителями телевизионную передачу. Его особенность: наряду с серьезными заданиями, командам предлагают и юмористические |
Урок-ролевая игра по методу учителя И.Я. Ланина: "слет специалистов" Цель игры — «включение» учащихся в работу по изучению нового материала, развитие умения передавать полученную информацию. Организационный замысел: какая-то тема изучается рядом научных учреждений, однако каждое из них недостаточно знакомо с выводами и методами исследований своих коллег; задача участников слета: ознакомить всех с вопросами, которые разрабатываются в данном научном коллективе |
Урок-ролевая игра по методу учителя Б.В. Роменского: задание для отряда «Освещение» С помощью кинофрагмента «Звезды» и наложенного на кадры посредством эпидиаскопа силуэта ракеты имитирую полет космического корабля к незнакомой планете, жители которой терпят бедствие и послали сигнал «SOS». Говорю, что на раздумье есть 40 мин, так как за это время ракета подойдет к планете. Поэтому пассажиров ракеты (класса) разбиваю на три отряда |
Урок-ролевая игра по методу учителя Н.Л. Смирновой На таких уроках, рассказывает она, моделируется труд разных специалистов, поэтому формирую из учеников следующие группы: поставщиков исходных данных (цель — актуализация опорных знаний), помощи (выдает сведения по справочной литературе), «мозгового центра» (выдвигает гипотезу, идеи), экспериментаторов (демонстрирует явления, лежащие в основе предлагаемой конструкции) |
|