Главная
     Методы
     Технологии
     Проблемы
     Формы и средства
     Уроки
 

Урок-литературный концерт «Час воспоминаний, или Встреча с прошлым» по методу Е.Булатовой



Урок-литературный концерт "Час воспоминаний, или Встреча с прошлым" предлагает Е.Булатова (г. Москва).
Уроки этого типа посвящаются истории изучения физических явлений либо персоналиям деятелей науки; они имеют ярко выраженную историческую направленность. Их замысел: рассказать, основываясь на воспоминаниях очевидцев, о конкретном научном открытии. Действующими лицами выступают ведущий, ученый, его современники, архивариус. Оборудование к уроку: эпидиаскоп с экраном, магнитофон, диапозитивы. Источником сведений, как правило, служат хрестоматии по физике. Используемый реквизит, например, такой: круглый стол со скатертью старинного типа, подсвечник на нем, стулья или кресла, стоящие вокруг стола.
В качестве примера рассмотрим урок, посвященный фотоэффекту и работам А. Г. Столетова (XI класс).
Ведущий называет тему литературного концерта; кратко обрисовывает состояние знаний по проблеме и объявляет первое выступление — архивариуса. В рассказе-воспоминании архивариуса говорится о русском ученом А.Г. Столетове, городе, где он родился, и основных работах ученого. Этот рассказ строится так, как будто все сообщаемые сведения (почерпнуты из книги "Хрестоматия по истории физики: Классическая физика".— Минск: Вышэйшая школа, 1979.— С. 233—234) обнаружены в архивных документах.
Затем включают магнитофон и прослушивают в записи на пленку как воспоминание рассказ самого А. Г. Столетова о своей работе — фрагмент из статьи ученого "Актиноэлектрические исследования" (с купюрами). Для этого один из учеников с хорошо поставленным голосом заранее записывает текст на магнитную пленку. Так как статья написана очень живо, доступным и четким языком от первого лица, то при ее прослушивании создается иллюзия воспоминаний. На экран в это время проецируют схему опыта и фотографию прибора для изучения фотоэффекта, с которым А. Г. Столетов проводил свои исследования (из книги "Хрестоматия по физике"/Под ред. Б.И.Спасского.— М.: Просвещение, 1982).
Третий номер программы — "Мемуары". Несколько ребят, сидящих за круглым столом и играющих роли современников ученого, по очереди делятся мыслями о А. Г. Столетове, его работах и их значении. Тексты этих выступлений составляют по книге о Столетове, например из серии ЖЗЛ.
Перед каждым выступлением ведущий представляет его автора. Для оживления концерта в него вставляют музыкальный номер: исполнение (можно в записи) старинной русской народной песни.
В таком же стиле может быть проведена серия уроков или их фрагментов, например о вкладе М. В. Ломоносова в изучение тепловых явлений (материал см.: Физика в школе.—1986.—№4, 6), о работах И.Ньютона по механике, М.Фарадея — по электромагнитной индукции и т. д.— словом, прежде всего по материалу об ученых, чьи фрагменты научных трудов включены в школьную хрестоматию по истории физики.
Достоинство этих уроков видится прежде всего в возможности познакомить учащихся с работами классиков физической науки по первоисточникам; привлекает также простота подготовки занятий.



Рекомендуем почитать:

Урок-сочинение по методике учителя Т.В. Пирог
Как показывает само название этого типа уроков, они посвящаются творческим работам учащихся. Работы могут быть разными по характеру: сочинения, составление схем и проектов физических установок, придумывание физических задач, картин и таблиц на физические темы и т. д. На уроке осуществляется либо один вид творческой работы, например изобретательство, либо сразу несколько — не очень сложных

Урок-литературный концерт по методу учителей Н.Т. Трушкиной и В.Д. Денисовой
Рассказывает учительница 9-й средней школы г. Воронежа В.Д. Денисова. В начале учебного года в VII классе провожу театрализованный урок «Физика в сказке». Организую его тогда, когда уже изучены первые понятия: «молекула», «три состояния вещества», «диффузия» и т. д. (до механического движения)

Урок-КВН по методу И.А. Волкова: вторая часть
Хочется отметить, что ученики VII и VIII классов всегда с интересом участвуют в уроке-КВН, который привлекает их необычной формой и разными, в том числе творческими, видами деятельности. Нравится ребятам и непринужденная, теплая, доверительная обстановка урока, создать которую помогают музыкальные вставки, а также стихотворные заставки и подбадривания учителя

Урок-КВН по методу И.А. Волкова: первая часть
Этот урок тоже относится к урокам-соревнованиям, но выделен нами отдельно из-за того, что похож на широко известную и любимую зрителями телевизионную передачу. Его особенность: наряду с серьезными заданиями, командам предлагают и юмористические

Творческие лабораторные работы по методике учителя А.Н. Митина
Первый урок по теме «Электромагнитная индукция». Учащиеся входят в кабинет физики, где на каждом рабочем месте их ждет комплект приборов, состоящий из гальванометра (школьный миллиамперметр), набора деталей для сборки электромагнита (но без контактов реле), двух магнитов (полосовые или дугообразные), ключа, реостата, нескольких соединительных проводников, источника тока (батарея гальванических элементов или аккумуляторов)

Урок-ролевая игра по методу учителя И.Я. Ланина: "Госприемка", "Патент"
Цель игры "Госприемка" — развитие активности и внимания учащихся при опросе, воспитание объективности и честности. Цель игры "Патент"— закрепление пройденного вопроса программы, развитие творческих умений

Урок-ролевая игра по методу учителя И.Я. Ланина: "слет специалистов"
Цель игры — «включение» учащихся в работу по изучению нового материала, развитие умения передавать полученную информацию. Организационный замысел: какая-то тема изучается рядом научных учреждений, однако каждое из них недостаточно знакомо с выводами и методами исследований своих коллег; задача участников слета: ознакомить всех с вопросами, которые разрабатываются в данном научном коллективе

Урок-ролевая игра по методу учителя Б.В. Роменского: задание для отрядов «Обогрев» и «Вентиляция»
Составьте проект электрической схемы, по которой можно собрать установку для обогрева помещения. Учтите при этом следующее: обогревателями служат лабораторные резисторы, а источником тока — аккумулятор; при сгорании одного обогревателя остальные тоже должны прекратить работу

Урок-ролевая игра по методу учителя Б.В. Роменского: задание для отряда «Освещение»
С помощью кинофрагмента «Звезды» и наложенного на кадры посредством эпидиаскопа силуэта ракеты имитирую полет космического корабля к незнакомой планете, жители которой терпят бедствие и послали сигнал «SOS». Говорю, что на раздумье есть 40 мин, так как за это время ракета подойдет к планете. Поэтому пассажиров ракеты (класса) разбиваю на три отряда

Урок-ролевая игра по методу учителя Н.Л. Смирновой
На таких уроках, рассказывает она, моделируется труд разных специалистов, поэтому формирую из учеников следующие группы: поставщиков исходных данных (цель — актуализация опорных знаний), помощи (выдает сведения по справочной литературе), «мозгового центра» (выдвигает гипотезу, идеи), экспериментаторов (демонстрирует явления, лежащие в основе предлагаемой конструкции)

Реклама на сайте   Карта сайта