Главная
     Методы
     Технологии
     Проблемы
     Формы и средства
     Уроки
 

Урок-ролевая игра по методу учителя И.Я. Ланина: "Госприемка", "Патент"



Госприемка.
Цель игры — развитие активности и внимания учащихся при опросе, воспитание объективности и честности. Организационный замысел: класс (за исключением нескольких человек)— это члены комиссии; они принимают по "акту" ответы товарищей.
Подготовка к уроку.
Делают бланки актов; их число равно числу учащихся в классе, умноженному на число вопросов. Форма акта: лист бумаги, на котором через большие промежутки проставлены названия следующих строк: 1) тема ответа; 2) автор ответа ...; 3) оценка ответа: а) правильность и допущенные ошибки ... ; б) глубина (обоснованы ли выводы, убедительны ли доказательства, есть ли примеры) ... ; в) полнота ответа ...; г) логичность изложения ...; 4) общее заключение и оценка ....
Ход урока.
Ставлю несколько вопросов по теме, на которые можно дать ответы в виде связного рассказа, например: "Третий закон Ньютона", "Сила трения". Вызванные готовят ответы, а остальные ученики играют роль экспертов, которые по ходу сообщений оценивают их и заполняют акты (бланки). В конце урока все акты сдают руководителю предприятия (учителю), который их проверяет.

Патент.
Цель игры — закрепление пройденного вопроса программы, развитие творческих умений. Ее лучше проводить по теме, в которой есть большой политехнический материал, например: "Электромагнитная ндукция", "Фотоэлементы". Организационный замысел: в лабораториях НИИ, работающих по своим темам, сделаны важные открытия, и сотрудники хотят запатентовать их; дирекция предлагает заслушать сообщения на заседании Ученого совета НИИ и в случае их одобрения выдать через свое патентное бюро свидетельства. Условие дирекции: к слушанию принимаются открытия только в рамках государственной темы, над которой работает лаборатория, т.е. связанные с изучаемой темой. Заявка (на самодельном бланке) и сообщение составляются в соответствии с патентной формулой и содержат такие пункты: название открытия или изобретения, его идея, схема или чертеж, новизна предложения — его эффективность, возможность использования. Несоответствие представляемой работы патентной формуле лишает лабораторию права на признание открытия.
Ход урока.
Класс делят на четыре группы — лаборатории НИИ. Каждая получает тему и по ней должна сделать научное открытие, составить заявку, выступить с сообщением и получить патент. В лабораториях выбирают докладчиков и оппонентов (задача последних: подчеркнуть достоинства открытия и указать на недостатки). Доклад составляют на основе идей и работы всех членов группы. Несколько хороших учащихся и учитель физики образуют патентное бюро, куда представляют заявки на открытия. Оно оценивает работы по всем пунктам патентной формулы и в конце урока выносит решение о выдаче или невыдаче патента; оно же подводит общие итоги. Распределение времени на этапы урока следующее: вступительное слово директора НИИ — 2 мин, работа в группах —15 мин, сообщения — 20—25 мин (в каждое сообщение входят доклад с демонстрацией экспериментальной установки — 2 мин, ответы на вопросы — 2 мин, выступление оппонента—1 мин), подведение итогов — 3—8 мин. В слабых классах группы-лаборатории можно сформировать за 3—4 дня до урока и тогда же всем им выдать темы. В этом случае учащиеся заранее и не спеша смогут обдумать идею, и урок будет посвящен только оформлению заявок и их защите.
Вот задания для X класса по основам термодинамики: 1) Разработайте способ нагревания холодной воды за счет горячей, причем такой, чтобы конечная температура бывшей холодной воды стала выше первоначальной горячей; перемешивание не разрешается. 2) Предложите способ уменьшения температуры кипения воды. 3) Изобретите тепловой двигатель, имея стакан с водой и каплю анилина внутри его; дополнительное оборудование—коробка спичек.



Рекомендуем почитать:

Урок-сочинение по методике учителя Т.В. Пирог
Как показывает само название этого типа уроков, они посвящаются творческим работам учащихся. Работы могут быть разными по характеру: сочинения, составление схем и проектов физических установок, придумывание физических задач, картин и таблиц на физические темы и т. д. На уроке осуществляется либо один вид творческой работы, например изобретательство, либо сразу несколько — не очень сложных

Урок-литературный концерт по методу учителей Н.Т. Трушкиной и В.Д. Денисовой
Рассказывает учительница 9-й средней школы г. Воронежа В.Д. Денисова. В начале учебного года в VII классе провожу театрализованный урок «Физика в сказке». Организую его тогда, когда уже изучены первые понятия: «молекула», «три состояния вещества», «диффузия» и т. д. (до механического движения)

Урок-литературный концерт «Час воспоминаний, или Встреча с прошлым» по методу Е.Булатовой
Уроки этого типа посвящаются истории изучения физических явлений либо персоналиям деятелей науки; они имеют ярко выраженную историческую направленность. Их замысел: рассказать, основываясь на воспоминаниях очевидцев, о конкретном научном открытии. Действующими лицами выступают ведущий, ученый, его современники, архивариус

Урок-КВН по методу И.А. Волкова: вторая часть
Хочется отметить, что ученики VII и VIII классов всегда с интересом участвуют в уроке-КВН, который привлекает их необычной формой и разными, в том числе творческими, видами деятельности. Нравится ребятам и непринужденная, теплая, доверительная обстановка урока, создать которую помогают музыкальные вставки, а также стихотворные заставки и подбадривания учителя

Урок-КВН по методу И.А. Волкова: первая часть
Этот урок тоже относится к урокам-соревнованиям, но выделен нами отдельно из-за того, что похож на широко известную и любимую зрителями телевизионную передачу. Его особенность: наряду с серьезными заданиями, командам предлагают и юмористические

Творческие лабораторные работы по методике учителя А.Н. Митина
Первый урок по теме «Электромагнитная индукция». Учащиеся входят в кабинет физики, где на каждом рабочем месте их ждет комплект приборов, состоящий из гальванометра (школьный миллиамперметр), набора деталей для сборки электромагнита (но без контактов реле), двух магнитов (полосовые или дугообразные), ключа, реостата, нескольких соединительных проводников, источника тока (батарея гальванических элементов или аккумуляторов)

Урок-ролевая игра по методу учителя И.Я. Ланина: "слет специалистов"
Цель игры — «включение» учащихся в работу по изучению нового материала, развитие умения передавать полученную информацию. Организационный замысел: какая-то тема изучается рядом научных учреждений, однако каждое из них недостаточно знакомо с выводами и методами исследований своих коллег; задача участников слета: ознакомить всех с вопросами, которые разрабатываются в данном научном коллективе

Урок-ролевая игра по методу учителя Б.В. Роменского: задание для отрядов «Обогрев» и «Вентиляция»
Составьте проект электрической схемы, по которой можно собрать установку для обогрева помещения. Учтите при этом следующее: обогревателями служат лабораторные резисторы, а источником тока — аккумулятор; при сгорании одного обогревателя остальные тоже должны прекратить работу

Урок-ролевая игра по методу учителя Б.В. Роменского: задание для отряда «Освещение»
С помощью кинофрагмента «Звезды» и наложенного на кадры посредством эпидиаскопа силуэта ракеты имитирую полет космического корабля к незнакомой планете, жители которой терпят бедствие и послали сигнал «SOS». Говорю, что на раздумье есть 40 мин, так как за это время ракета подойдет к планете. Поэтому пассажиров ракеты (класса) разбиваю на три отряда

Урок-ролевая игра по методу учителя Н.Л. Смирновой
На таких уроках, рассказывает она, моделируется труд разных специалистов, поэтому формирую из учеников следующие группы: поставщиков исходных данных (цель — актуализация опорных знаний), помощи (выдает сведения по справочной литературе), «мозгового центра» (выдвигает гипотезу, идеи), экспериментаторов (демонстрирует явления, лежащие в основе предлагаемой конструкции)

Реклама на сайте   Карта сайта