Главная
     Методы
     Технологии
     Проблемы
     Формы и средства
     Уроки
 

Урок-ролевая игра по методу учителя И.Я. Ланина: "слет специалистов"



О Профессор РГПУ им. А.И. Герцена И.Я. Ланина (Санкт-Петербург) предлагает такие уроки-ролевые игры.

Слет специалистов.
Цель игры — "включение" учащихся в работу по изучению нового материала, развитие умения передавать полученную информацию. Организационный замысел: какая-то тема изучается рядом научных учреждений, однако каждое из них недостаточно знакомо с выводами и методами исследований своих коллег; задача участников слета: ознакомить всех с вопросами, которые разрабатываются в данном научном коллективе (НИИ, лаборатории, группе).
Подготовка к уроку.
Выбирают тему для самостоятельного изучения учащимися на уроке. Ее разбивают на подтемы так, чтобы их число соответствовало числу групп "специалистов" в классе. Для каждой группы составляют информационную карту (в ней — название подтемы, перечень вопросов, которые нужно раскрыть, и список литературы), а также карточку демонстратора (там — название подтемы, список опытов, которые требуется осуществить, и указания, где они описаны). Готовят также наборы книг и пособия по физическому эксперименту, листы ватмана и фломастеры или цветные мелки. Всю эту работу выполняют ученики — организаторы слета (2—3 человека). Поясню сказанное.
К уроку "Свойства твердых тел" в X классе выделены следующие подтемы: "Кристаллические и аморфные тела", "Деформации твердых тел", "Упругость", "Пластичность и хрупкость", "Прочность и твердость".
Информационные карты составляют по такому образцу:
Кристаллические и аморфные тела:
1) понятие о кристалле и его свойствах.— Лит.: Учебник физики; Мир металлов и сплавов.— М., 1978.—С. 24—28;
2) анизотропия кристаллов.— Лит.: Блудов М.И. Беседы по физике.— М., 1984.—С. 132—134.
В карточке демонстратора по этой подтеме после ее названия стоит:
1) показ кристаллических и аморфных тел (коллекция);
2) опыт по анизотропии кристалла.—Лит.: Демонстрационный эксперимент по физике в старших классах средней школы.—М., 1967.—Ч. I.—С. 342— 343 и т. д.
Ход урока.
На слете присутствуют 5—6 групп "специалистов". На доске — план изучения нового материала, каждый пункт которого соответствует вопросам, предложенным группам. В отведенное время группы готовятся к представлению своей темы: разбирают материал, составляют план его изложения; демонстраторы проделывают эксперименты, просматривают таблицы. Основная часть урока — доклады "специалистов". В качестве докладчиков выступают либо по очереди все члены группы, излагая каждый свою часть, либо ее представитель, который суммирует сказанное "коллегами" на предварительном "сборе", а остальные дополняют сообщение. Все участники слета конспективно записывают в тетрадях доклады, задают вопросы, уточняют сведения. Для успеха урока, который рассчитан на 2 учебных часа, очень важно выдержать регламент: вступительное слово — 5 мин, подготовительная работа — 15 мин, выступления — 50 мин, прения—15 мин, подведение итогов — 5 мин



Рекомендуем почитать:

Урок-сочинение по методике учителя Т.В. Пирог
Как показывает само название этого типа уроков, они посвящаются творческим работам учащихся. Работы могут быть разными по характеру: сочинения, составление схем и проектов физических установок, придумывание физических задач, картин и таблиц на физические темы и т. д. На уроке осуществляется либо один вид творческой работы, например изобретательство, либо сразу несколько — не очень сложных

Урок-литературный концерт по методу учителей Н.Т. Трушкиной и В.Д. Денисовой
Рассказывает учительница 9-й средней школы г. Воронежа В.Д. Денисова. В начале учебного года в VII классе провожу театрализованный урок «Физика в сказке». Организую его тогда, когда уже изучены первые понятия: «молекула», «три состояния вещества», «диффузия» и т. д. (до механического движения)

Урок-литературный концерт «Час воспоминаний, или Встреча с прошлым» по методу Е.Булатовой
Уроки этого типа посвящаются истории изучения физических явлений либо персоналиям деятелей науки; они имеют ярко выраженную историческую направленность. Их замысел: рассказать, основываясь на воспоминаниях очевидцев, о конкретном научном открытии. Действующими лицами выступают ведущий, ученый, его современники, архивариус

Урок-КВН по методу И.А. Волкова: вторая часть
Хочется отметить, что ученики VII и VIII классов всегда с интересом участвуют в уроке-КВН, который привлекает их необычной формой и разными, в том числе творческими, видами деятельности. Нравится ребятам и непринужденная, теплая, доверительная обстановка урока, создать которую помогают музыкальные вставки, а также стихотворные заставки и подбадривания учителя

Урок-КВН по методу И.А. Волкова: первая часть
Этот урок тоже относится к урокам-соревнованиям, но выделен нами отдельно из-за того, что похож на широко известную и любимую зрителями телевизионную передачу. Его особенность: наряду с серьезными заданиями, командам предлагают и юмористические

Творческие лабораторные работы по методике учителя А.Н. Митина
Первый урок по теме «Электромагнитная индукция». Учащиеся входят в кабинет физики, где на каждом рабочем месте их ждет комплект приборов, состоящий из гальванометра (школьный миллиамперметр), набора деталей для сборки электромагнита (но без контактов реле), двух магнитов (полосовые или дугообразные), ключа, реостата, нескольких соединительных проводников, источника тока (батарея гальванических элементов или аккумуляторов)

Урок-ролевая игра по методу учителя И.Я. Ланина: "Госприемка", "Патент"
Цель игры "Госприемка" — развитие активности и внимания учащихся при опросе, воспитание объективности и честности. Цель игры "Патент"— закрепление пройденного вопроса программы, развитие творческих умений

Урок-ролевая игра по методу учителя Б.В. Роменского: задание для отрядов «Обогрев» и «Вентиляция»
Составьте проект электрической схемы, по которой можно собрать установку для обогрева помещения. Учтите при этом следующее: обогревателями служат лабораторные резисторы, а источником тока — аккумулятор; при сгорании одного обогревателя остальные тоже должны прекратить работу

Урок-ролевая игра по методу учителя Б.В. Роменского: задание для отряда «Освещение»
С помощью кинофрагмента «Звезды» и наложенного на кадры посредством эпидиаскопа силуэта ракеты имитирую полет космического корабля к незнакомой планете, жители которой терпят бедствие и послали сигнал «SOS». Говорю, что на раздумье есть 40 мин, так как за это время ракета подойдет к планете. Поэтому пассажиров ракеты (класса) разбиваю на три отряда

Урок-ролевая игра по методу учителя Н.Л. Смирновой
На таких уроках, рассказывает она, моделируется труд разных специалистов, поэтому формирую из учеников следующие группы: поставщиков исходных данных (цель — актуализация опорных знаний), помощи (выдает сведения по справочной литературе), «мозгового центра» (выдвигает гипотезу, идеи), экспериментаторов (демонстрирует явления, лежащие в основе предлагаемой конструкции)

Реклама на сайте   Карта сайта