Главная
     Методы
     Технологии
     Проблемы
     Формы и средства
     Уроки
 

Урок-сочинение по методике учителя Т.В. Пирог



Как показывает само название этого типа уроков, они посвящаются творческим работам учащихся. Работы могут быть разными по характеру: сочинения, составление схем и проектов физических установок, придумывание физических задач, картин и таблиц на физические темы и т. д. На уроке осуществляется либо один вид творческой работы, например изобретательство, либо сразу несколько — не очень сложных. В последнем случае он является комплексно-творческим. Приводим рассказы о них.
Урок-сочинение
Уроки этого типа являются, как правило, повторительными и основываются на изученном материале. Они помогают связать физику и лирику, т. е. знания по физике со знаниями по родному языку и литературе, так как, для того чтобы написать сочинение, нужно не только владение фактическим материалом (физикой в данном случае), но и умение грамотно выражать мысли.
О своих уроках-сочинениях рассказывает учительница Кировской средней школы Бурлинского района Уральской области Т.В. Пирог.
Такие уроки проводила неоднократно с различными вариантами их подготовки и организации. Считаю, что они помогают всколыхнуть наименее активную часть учеников, дают возможность всем творчески поработать, помогают учить ребят выделять главное в материале, мыслить, давать анализ прочитанному, развивают интерес к научно-популярной литературе по физике.
Сочинения, как правило, пишут по предложенным мной темам и планам. Планы бывают облегченные или усложненные — все зависит от класса, уровня его подготовки. Иногда поступаю иначе: даю задание на дом — подготовить свой простой план сочинения; на уроке в течение 5—7 мин мы обсуждаем все проекты и вырабатываем один общий план или несколько их вариантов (кто какой хочет, может выбрать). Медленно веду ребят к тому, чтобы они сами писали развернутые планы для своих сочинений. Как бы ни был составлен план, он всегда должен включать творческую часть в любом ее виде.
Расскажу об одном уроке-сочинении в IX классе на тему "Закон всемирного тяготения". Цель его — выявить уровень усвоения закона, смысла гравитационной постоянной, значения закона для науки и техники. На уроке, предшествующем данному, предлагаю план, по которому нужно подготовиться. Он таков: 1) история открытия закона всемирного тяготения. 2) Закон всемирного тяготения: а) роль массы притягивающихся тел; б) зависимость силы всемирного тяготения от расстояния между телами; в) гравитационная постоянная, ее смысл; г) формулировка закона; д) его универсальность. 3) Значение закона всемирного тяготения для развития науки и техники. 4) Творческая часть — составить самому и решить задачу на применение этого закона. Предлагаю также подобрать дома эпиграф к сочинению (требование необязательное), прочесть по учебнику параграфы, относящиеся к теме, и материал по дополнительной литературе (кто какую найдет), например по Детской энциклопедии, энциклопедическим словарям юного физика, юного астронома, хрестоматии по физике, учебнику под редакцией Г.С. Ландсберга, журналу "Квант" (№ 1 за 1979 г.). Советую также выписать из книг и статей несколько (2—3) интересных фактов и цитат, чтобы вставить их потом в свою работу: это оживит изложение.
(В качестве примера приведу интересный фрагмент из воспоминаний И.Ньютона, который привела в своем сочинении ученица IX класса. Ньютон писал: "...Я начал размышлять о действии тяжести, простирающейся до орбиты Луны, и, найдя, как вычислять силу, с которой тело, обращающееся внутри сферы, давит на поверхность этой сферы, я вывел из законов Кеплера... что сила, удерживающая планеты в их орбитах, обратно пропорциональна квадратам их расстояний от центров обращений; при этом я сравнивал величину силы, потребной для удержания Луны на ее орбите, с силой тяжести на поверхности Земли и нашел между ними приблизительное равенство... В это время я пережил лучшую пору своей юности...")
Урок-сочинение начинается так. Ребята входят в класс. На доске — портрет И. Ньютона и план сочинения. На демонстрационном столе — муляж яблока, рисунок весов Кавен-диша и его опыта, теллурий, две гири: одна массой 500 г, другая — 5 кг.
Раздаю тетради для контрольных работ (они хранятся в кабинете), и ребята приступают к делу; 45 мин они трудятся. Я хожу между рядами. Отовсюду слышу вопросы типа: можно я про открытие Нептуна напишу? Глаза блестят, всех охватывает вдохновение и волнение. Кто лучше напишет? Кто лучше составит задачу? Результаты, как правило, бывают хорошими (например, из 21 работы всего четыре "тройки", остальные оценки — "4" и "5"). Сочинение проверяю не только я — учительница физики, но и преподаватель русского языка. Ребята уроком остаются довольны и предлагают: "Давайте еще напишем сочинение". И мы пишем...
В моем педагогическом архиве есть ученические работы на темы "Трение в природе и технике" (VII класс); "Возможна ли жизнь без электричества?" (VIII класс); "Основная задача механики", "Успехи СССР в освоении космического пространства", "Мощность", "Механизация производства" (IX класс); "Точка росы", "Закон Кулона", "Диэлектрики в электростатическом поле и их применение", "Электромагнитная индукция и развитие техники" (X класс); "Автоколебания", "Оптические явления на службе у человека", "Путешествие по шкале электромагнитных волн" (XI класс).



Рекомендуем почитать:

Урок-литературный концерт по методу учителей Н.Т. Трушкиной и В.Д. Денисовой
Рассказывает учительница 9-й средней школы г. Воронежа В.Д. Денисова. В начале учебного года в VII классе провожу театрализованный урок «Физика в сказке». Организую его тогда, когда уже изучены первые понятия: «молекула», «три состояния вещества», «диффузия» и т. д. (до механического движения)

Урок-литературный концерт «Час воспоминаний, или Встреча с прошлым» по методу Е.Булатовой
Уроки этого типа посвящаются истории изучения физических явлений либо персоналиям деятелей науки; они имеют ярко выраженную историческую направленность. Их замысел: рассказать, основываясь на воспоминаниях очевидцев, о конкретном научном открытии. Действующими лицами выступают ведущий, ученый, его современники, архивариус

Урок-КВН по методу И.А. Волкова: вторая часть
Хочется отметить, что ученики VII и VIII классов всегда с интересом участвуют в уроке-КВН, который привлекает их необычной формой и разными, в том числе творческими, видами деятельности. Нравится ребятам и непринужденная, теплая, доверительная обстановка урока, создать которую помогают музыкальные вставки, а также стихотворные заставки и подбадривания учителя

Урок-КВН по методу И.А. Волкова: первая часть
Этот урок тоже относится к урокам-соревнованиям, но выделен нами отдельно из-за того, что похож на широко известную и любимую зрителями телевизионную передачу. Его особенность: наряду с серьезными заданиями, командам предлагают и юмористические

Творческие лабораторные работы по методике учителя А.Н. Митина
Первый урок по теме «Электромагнитная индукция». Учащиеся входят в кабинет физики, где на каждом рабочем месте их ждет комплект приборов, состоящий из гальванометра (школьный миллиамперметр), набора деталей для сборки электромагнита (но без контактов реле), двух магнитов (полосовые или дугообразные), ключа, реостата, нескольких соединительных проводников, источника тока (батарея гальванических элементов или аккумуляторов)

Урок-ролевая игра по методу учителя И.Я. Ланина: "Госприемка", "Патент"
Цель игры "Госприемка" — развитие активности и внимания учащихся при опросе, воспитание объективности и честности. Цель игры "Патент"— закрепление пройденного вопроса программы, развитие творческих умений

Урок-ролевая игра по методу учителя И.Я. Ланина: "слет специалистов"
Цель игры — «включение» учащихся в работу по изучению нового материала, развитие умения передавать полученную информацию. Организационный замысел: какая-то тема изучается рядом научных учреждений, однако каждое из них недостаточно знакомо с выводами и методами исследований своих коллег; задача участников слета: ознакомить всех с вопросами, которые разрабатываются в данном научном коллективе

Урок-ролевая игра по методу учителя Б.В. Роменского: задание для отрядов «Обогрев» и «Вентиляция»
Составьте проект электрической схемы, по которой можно собрать установку для обогрева помещения. Учтите при этом следующее: обогревателями служат лабораторные резисторы, а источником тока — аккумулятор; при сгорании одного обогревателя остальные тоже должны прекратить работу

Урок-ролевая игра по методу учителя Б.В. Роменского: задание для отряда «Освещение»
С помощью кинофрагмента «Звезды» и наложенного на кадры посредством эпидиаскопа силуэта ракеты имитирую полет космического корабля к незнакомой планете, жители которой терпят бедствие и послали сигнал «SOS». Говорю, что на раздумье есть 40 мин, так как за это время ракета подойдет к планете. Поэтому пассажиров ракеты (класса) разбиваю на три отряда

Урок-ролевая игра по методу учителя Н.Л. Смирновой
На таких уроках, рассказывает она, моделируется труд разных специалистов, поэтому формирую из учеников следующие группы: поставщиков исходных данных (цель — актуализация опорных знаний), помощи (выдает сведения по справочной литературе), «мозгового центра» (выдвигает гипотезу, идеи), экспериментаторов (демонстрирует явления, лежащие в основе предлагаемой конструкции)

Реклама на сайте   Карта сайта