Приемы введения проблемных ситуаций в учебный процесс
Пример 1. Учитель показывает пример решения творческого или очень сложного задания, например, олимпиадной задачи, ни разу не заглядывая в конспект. Пусть ученики воспринимают рассуждения вслух, ошибочные попытки, радость "схватывания" логической нити и распутывания клубка. Диспозиция обычного урока такая: учитель — по одну сторону баррикады-задачи, ученик — по другую. Здесь все нетрадиционно. Учитель и ученик сражаются с задачей и, победив, поздравляют друг друга. А выбирают задачи так. Учитель дает толстый задачник. Ученики выбирают задачу. И вместе — в бой.
Пример 2. Учитель выходит за пределы учебника. Если учитель сможет гармонично вплести в ткань урока последние события, окружающую действительность, сюжет из популярного мультфильма и т. д. — восторг и признательность ему обеспечены.
Пример 3. Учитель выходит за пределы своего учебного предмета. Цитируйте стихи и меткие высказывания на уроке математики, покажите свои знания математики на уроках литературы и языка. Связать гуманитарный цикл с математическим помогут Данте, Ломоносов, Гете, Брюсов.
Важно формировать культуру решения задач, в рамках которой, даже формулировка самих задач является предметом особого изучения и усвоения. Для этого необходимо использовать особую систему упражнений, где конкретные задачи являются лишь исходным материалом, а его изучение достигается в результате следующих этапов:
-Расчленение задачи на элементарные условия и требования. -Выявление связей и зависимостей между отдельными условиями, а также между условиями и требованием. -Построение схематической модели задачи. -Перекодирование задачи на другой язык и т. д.
Непременным условием здесь является то, что заданная задача не решается непосредственно. Это делается для того, чтобы не отвлекать ученика от главного — анализа задачи.
Особую роль играет заключительный, ретроспективный анализ проведения решения, в процессе которого осуществляется выявление и усвоение общих методов и приемов решения задач.
Рекомендуем почитать:
|