Главная
     Методы
     Технологии
     Проблемы
     Формы и средства
     Уроки
 

Примеры введения в учебный процесс технологий диалогового обучения



Пример 1.
Вход в урок. Учитель начинает его с "настройки". Например, знакомит учеников с планом урока в полушуточной манере: "Сначала мы вместе восхитимся глубокими знаниями, а для этого проведем маленький устный опрос. Потом попробуем ответить на главный вопрос (звучит тема урока в вопросной форме). Затем потренируем мозги — порешаем задачи. И, наконец, вытащим из тайников памяти кое-что ценное (называется тема повторения). Если есть техническая возможность, хорошей настройкой на урок будет короткая музыкальная фраза. Она может быть мажорно-возбуждающей, как "танец с саблями" Э. Хачатуряна, или "Болеро" Равеля, или минорно-успокаивающей, как романс Глинки. Начать урок можно с традиционного разбора домашнего задания. С интеллектуальной разминки, предполагая два-три не слишком сложных вопроса на размышление. С традиционного устного или короткого письменного опроса с целью настроить ученика на работу, а не устраивать ему стресс с головоломкой. Могут быть и другие варианты: после нескольких наводящих предложений ученики сами называют тему урока. Если есть правило, есть и исключение. Если класс слабый и трудно настраивается, то целесообразнее начинать урок по другой схеме.

Завершение урока. Учитель должен завершать урок четко, традиционным словом или действием. Ученики ценят умение завершать урок точно со звонком, не затягивая его на полперемены. И все же последнее слово за учителем, а не за звонком. Пусть это будет простая фраза типа: "Урок завершен, успехов вам!" Или: "Урок завершен, до следующего урока". Важно, чтобы фраза всегда обозначала конец урока. Пусть она будет благожелательной. И никаких: "Ой, забыто самое главное". Еще один прием завершения состоит в том, чтобы сигнал об окончании был несловесный: погасить лампу над столом, щелкнуть выключателем, зашторить окно и т.д.

Пример 2. Невербальное управление. Основную учебную информацию учитель передает словесно. Дисциплинарные замечания, управляющие действия — тоже. Это уменьшает их эффективность, ибо "подобное растворяется в подобном". И это создает дополнительную нагрузку ученику: ему приходится разделять сигналы разного характера, то есть учебную и управляющую информацию, следующую по одному каналу восприятия. Потому-то и появился маленький колокольчик как инструмент управления в приеме "Четкая команда". Его звук отличается от звука голоса. Именно такой отличающийся звук уместен для команды "Внимание!" при рабочем шуме. Можно также хлопнуть в ладони.

Еще один прием "помоги себе сам" заключается в том, чтобы ученики разработали очень качественный дидактический материал под руководством учителя. Диапазон материала огромен: частушки, басни, сказки, фантастические рассказы по учебным темам; чайнворды, кроссворды; тематические сборники интересных фактов, примеров, учебных задач; сборники аннотаций на статьи по выбранной теме; учебные комиксы; плакаты — опорные сигналы; мнемонические формулировки, стихи и др.

Пример 3. Удивляй! Учитель находит такой угол зрения, под которым даже обыденное становится удивительным. Иногда удивительное не просто привлекает внимание "здесь и теперь", но и удерживает интерес в течение длительного отрезка времени. Для этого можно воспользоваться следующими приемами-формулами:

Формула 1. Отсроченная отгадка. В начале урока сообщается удивительный факт, проблема, ключик к которой будет открыт на уроке при работе над новым материалом. Можно сделать наоборот: загадку дать в конце урока, чтобы начать с нее следующее занятие.

Формула 2. Фантастическая добавка. Учитель дополняет реальную ситуацию фантастикой. Можно перенести учебную ситуацию на фантастическую планету; изменить значение параметра, который остается постоянным или имеет вполне определенное значение; рассмотреть ситуацию с необычной точки зрения и т. д.



Рекомендуем почитать:

Примеры введения в учебный процесс технологий здоровьесбережения
Непростая задача может быть решена в игровых формах на уроках

Виды убеждающих воздействий и способы введения исторического материала
Учителя влияют на речевое развитие учеников

Примеры организации игровых ситуаций на уроке
Примеры организации игровых ситуаций на уроке
Логическая цепочка

Организация процесса обучения на основе дидактической игры
Опишем инвариантные элементы учебного процесса

Приемы введения проблемных ситуаций в учебный процесс
Учитель выходит за пределы своего учебного предмета

Реклама на сайте   Карта сайта