Главная
     Методы
     Технологии
     Проблемы
     Формы и средства
     Уроки
 

О соотношении педтехнологии, образовательной технологии и технологии обучения



В теоретической дидактике вопрос соответствий образовательной, педагогической технологии и технологии обучения остается открытым. Большинство исследователей придерживаются позиции рассматривать иерархическую соподчиненность названных категорий. Педагогическая технология как промежуточно-центральное звено соединяет высокий (образовательная технология) и низкий (технология обучения) уровни системы. Педтехнология отражает общую стратегию развития педагогического пространства. Главная ее функция — прогностическая. Один из основных видов ее деятельности — проектный, предписывающий построение целостной образовательно-воспитательной системы, учитывающей профессионализм и мастерство педагога.

Под проектированием как видом профессиональной деятельности педагога следует понимать процесс разработки им проекта педтехнологии - дидактического описания системы, реализация которой предполагается в рамках изучения в вузе конкретной учебной дисциплины. От проектирования нужно отличать конструктивную деятельность преподавателя, связанную с отбором и композицией учебного материала, разработкой соответствующих дидактических средств, т. е. созданием учебно-материальной базы, необходимой для осуществления разработанного проекта на практике.

Проектирование педтехнологии имеет вполне определенную цель — создание преподавателем специальной обучающей среды, позволяющей ему в рамках учебной дисциплины организовать педагогическое взаимодействие с обучающимися, обеспечивающее гарантированное достижение дидактических целей в соответствии с ГОС ВПО и квалификационными требованиями к подготовке в вузе специалиста определенного профиля и качества.

При проектировании педтехнологии наиболее целесообразным является следующий алгоритм действий преподавателя:

-определение диагностических целей обучения,
-описание в измеряемых параметрах ожидаемого дидактического результата;
-обоснование содержания обучения в контексте будущей профессиональной деятельности специалиста;
-выявление структуры содержания учебного материала, его информационной емкости, а также и системы смысловых связей между его элементами;
-определение требуемых уровней усвоения изучаемого материала и исходных уровней обученности студентов;
-разработка процессуальной стороны обучения: представление профессионального опыта, подлежащего усвоению обучающимися в виде системы познавательных и практических задач; поиск специальных дидактических процедур усвоения этого опыта — выбор организационных форм, методов, средств индивидуальной и коллективной учебной деятельности; выявление логики организации педагогического взаимодействия" педагога со студентами (выбор и обоснование видов создаваемых коммуникативных ситуаций);
-выбор процедур контроля и измерения качества усвоения программы обучения, а также способов индивидуальной коррекции учебной деятельности;
-представление проекта педтехнологии в виде технологической карты.



Рекомендуем почитать:

Технологии смысловой модели обучения
К числу недостатков технологий смыслового обучения относятся

Достоинства и недостатки технологий обучения
К числу недостатков технологий относятся следующие дидактические ситуации

Основные способы систематизации технологий обучения
Вопрос о классификациях технологий обучения так же сложен, как и о методах

Соотношение метода обучения и технологии обучения
Технология же, свертываясь по законам интериоризации

Понятие «педагогическая технология» и ее связь с педтеорией
Педагогическая технология связана с понятиями «педагогическая теория»

Критерии оценивания при разноуровневом контроле
Система контрольных заданий определенной формы и содержания

Реклама на сайте   Карта сайта