О соотношении педтехнологии, образовательной технологии и технологии обучения
В теоретической дидактике вопрос соответствий образовательной, педагогической технологии и технологии обучения остается открытым. Большинство исследователей придерживаются позиции рассматривать иерархическую соподчиненность названных категорий. Педагогическая технология как промежуточно-центральное звено соединяет высокий (образовательная технология) и низкий (технология обучения) уровни системы. Педтехнология отражает общую стратегию развития педагогического пространства. Главная ее функция — прогностическая. Один из основных видов ее деятельности — проектный, предписывающий построение целостной образовательно-воспитательной системы, учитывающей профессионализм и мастерство педагога.
Под проектированием как видом профессиональной деятельности педагога следует понимать процесс разработки им проекта педтехнологии - дидактического описания системы, реализация которой предполагается в рамках изучения в вузе конкретной учебной дисциплины. От проектирования нужно отличать конструктивную деятельность преподавателя, связанную с отбором и композицией учебного материала, разработкой соответствующих дидактических средств, т. е. созданием учебно-материальной базы, необходимой для осуществления разработанного проекта на практике.
Проектирование педтехнологии имеет вполне определенную цель — создание преподавателем специальной обучающей среды, позволяющей ему в рамках учебной дисциплины организовать педагогическое взаимодействие с обучающимися, обеспечивающее гарантированное достижение дидактических целей в соответствии с ГОС ВПО и квалификационными требованиями к подготовке в вузе специалиста определенного профиля и качества.
При проектировании педтехнологии наиболее целесообразным является следующий алгоритм действий преподавателя:
-определение диагностических целей обучения, -описание в измеряемых параметрах ожидаемого дидактического результата; -обоснование содержания обучения в контексте будущей профессиональной деятельности специалиста; -выявление структуры содержания учебного материала, его информационной емкости, а также и системы смысловых связей между его элементами; -определение требуемых уровней усвоения изучаемого материала и исходных уровней обученности студентов; -разработка процессуальной стороны обучения: представление профессионального опыта, подлежащего усвоению обучающимися в виде системы познавательных и практических задач; поиск специальных дидактических процедур усвоения этого опыта — выбор организационных форм, методов, средств индивидуальной и коллективной учебной деятельности; выявление логики организации педагогического взаимодействия" педагога со студентами (выбор и обоснование видов создаваемых коммуникативных ситуаций); -выбор процедур контроля и измерения качества усвоения программы обучения, а также способов индивидуальной коррекции учебной деятельности; -представление проекта педтехнологии в виде технологической карты.
Рекомендуем почитать:
|