Роль методов психодиагностики в процессе обучения
Богатство личностных, субъективных проявлений обучающегося, связанных с его отношением к процессу обучения в целом в традиционной системе обучения остается нереализованным. Потому в инновационной педагогике диагностика рассматривается как система педагогического знания, которая опирается на достижения психологической науки, раскрывающей феноменальность субъектной природы взаимодействующих в процессе обучения.
Психодиагностика исследует на глубоком психологическом уровне специфические особенности психического развития человека: его психические познавательные процессы, психические состояния и психические свойства. Многообразие потребностей и смыслообразующих мотивов, формирование "Я-концепции", самооценок, эмоционально-чувственная сфера, динамические проявления личности в темпераменте и характере — все это является определяющим в психодиагностических методиках. Благодаря психодиагностике раскрываются внутренние механизмы учения, процессу обучения придается пульсирующий, динамический характер.
Вопрос соотнесения данных о знаниях, умениях, навыках с результатами психодиагностических исследований поставлен наиболее остро в современной инновационной педагогике.От того, как он будет решен, зависит главный результат диагностики — получить возможность оптимального управления и показать механизмы самоуправления не только в познавательной деятельности обучающегося в учебном процессе, но гораздо шире в развитии его личностно-смысловой сферы. На основании диагностических и психодиагностических исследований предполагается разработка мероприятий по корректировке не только учебного, но и в целом образовательного процесса, позволяющих: -сменить технологию обучения, -сменить учебник, добавить дополнительные источники учебного материала, -изменить соотношение теории и практики, -оборудовать кабинеты, оснастить лаборатории новым оборудованием, стендами и т. п.,я ввести или, наоборот, убрать обучающие программы, осуществить электронный контроль и др., -действительно реализовать индивидуальный подход в обучении.
В этом случае речь, как правило, идет о составлении личных планов обучающихся, о корректировке этих планов согласно личностным успехам и достижениям учащихся. Это управление базируется на представлении о "возвратно-поступательной" деятельности и на представлении об активной субъектной роли личности обучающегося в процессе обучения.
Рекомендуем почитать:
Тестирование
 Теперь можно представить, как усложнятся обучающие задачи |
|