Главная
     Методы
     Технологии
     Проблемы
     Формы и средства
     Уроки
 

Электронные учебники



Понятие "электронный учебник" получило сейчас большое распространение, но разные авторы вкладывают в него различный смысл. Общепринятого определения нет, однако нельзя сводить его к одному из вариантов программированного обучения.
Вот одно из наиболее полных определений. Электронный учебник (ЭУ) - это обучающая программная система комплексного назначения, обеспечивающая непрерывность и полноту дидактического цикла процесса обучения, предоставляющая теоретический материал, обеспечивающая тренировочную учебную деятельность и контроль уровня знаний, а также информационно-поисковую деятельность, математическое и имитационное моделирование с компьютерной визуализацией и сервисными функциями при условии осуществления интерактивной обратной связи.

Электронный учебник обладают рядом преимуществ: он функционально нацелен не только на конечный результат процесса обучения, но и на его операционально-деятельностные характеристики, а именно:
1)предполагает реализацию многоступенчатого контроля на этапах диагностики (входной контроль) процесса обучения,результата (результирующий контроль);
2)предполагает свободу выбора студентов путей прохождения информации в зависимости от психологических особенностей обучающегося;
3)имеется возможность многократного возврата к информации для ее повторения или получения консультационной поддержки со стороны тьюторы;
4)трансформация учебного текста происходит многоступенчато.

Электронная хрестоматия представляет собой структурированный набор фрагментов из альтернативных учебных пособий, статей, компьютерных обучающих программ и другой информации по тематике дисциплины, а также дополнительной учебной и факультативной информации.
Основными вариантами учебных материалов дисциплины также выступают:
-электронная копия лекции;
-электронные репетиторы для изучения понятий учебной дисциплины, для отработки умений и навыков решать задачи, выполнять технические, экономические и т. п. расчеты;
-виртуальные демонстрационные опыты;
-виртуальные лабораторные работы;
-дополнительные пояснения отдельных сложных вопросов теории;
-дополнительный иллюстративный материал (цветные рисунки, трехмерные модели, анимационная демонстрация динамических процессов, технологических систем и т. п.) в виде альбома;
-системы тестового контроля: для самоконтроля процесса усвоения знаний по двум-трем уровням сложности задании; для промежуточного контроля знаний; для итогового контроля.
-сведения из заводских инструкций, технологий,методик испытаний, сведения о новых материалах,приемах работы и т. п.;
-необходимые для данной дисциплины выдержки из ГОСТов и других нормативных документов, справочные данные для выполнения заданий.

В электронном учебнике в видеоформе могут быть представлены лекции и инструктивные занятия. На видеокассетах разрабатывается также иллюстративный материал к печатным изданиям, к учебным ситуативным задачам. Цель учебных видеофильмов — обеспечить ускорение усвоения знания посредством использования аудиовизуальных средств информации, в том числе теоретических заданий в областях науки и производства, а также с использованием мультимедийных возможностей — показа скрытых конструкций и процессов. Здесь видеофильмы несут большую дидактическую нагрузку. Внедрением учебных видеофильмов в образовательный процесс достигается резкое расширение аудитории обучаемых, независимость выбора места и времени пользования фильмом, обеспечивается максимальный контакт обучаемых с действительностью.
Особо следует отметить новые анимационные технологии в подготовке видеофильмов. При создании анимации используют технологии по сложности и по стоимости, не уступающие тем, которые используют в производстве рекламы и художественных фильмов. Применение виртуальной реальности в учебном процессе также дидактически оправдано необходимостью осуществления тренировочной деятельности. Из известных подходов реализации виртуальной реальности целесообразно отметить два: трехмерное представление пространства виртуального мира на экране дисплея и взаимодействие с объектами виртуального мира "третьим лицом", представленным движущимся изображением на экране. Возрастает актуальность использования лабораторных дистанционных практикумов как для обучения студентов или переподготовки специалистов, так и для проведения научных исследований. Использование данного комплекса выполняется с применением телекоммуникаций. Основное отличие учебных занятий, на которых используется компьютерное видеосопровождение, от обычных учебных занятий - это увеличенный объем визуальной информации, предоставленной видеоматериалами разного характера и разной сложности. Диалектически информация рассматривается как средство воздействия на процесс мышления. Следовательно, форма представления информации может влиять на формы мышления. При увеличении в общем информационном потоке доли визуальной информации развивается визуальное мышление, называемое также образным или пространственным.

Компьютерные видеографические средства (КВС) сопровождения учебных занятий увеличивают напряженность учебного процесса. Это увеличение происходит вследствие многих причин, основной из которых является увеличение объема информации, передаваемой учащимся по визуальному каналу. Использование КВС во время учебного занятия позволяет:
1.Передать учащемуся новую дополнительную (по отношению к традиционным визуальным средствам) информацию. При этом становится возможным:
а)преодолевать пространственный барьер зрительного восприятия. Это означает, что с использованием технических средств становится возможной передача изображения из научной лаборатории, заводского цеха, шахты, клиники, театра, музея, космоса, с борта самолета, из-под воды. Возможна демонстрация изображении с помощью телескопа, микроскопа, осциллографа и др. приборов;
б)преодолевается временной барьер. КВС позволяет демонстрировать процессы, скорости которых находятся за пределами пороговых значений зрительного восприятия, т. е. процессы, происходящие быстро или так медленно, что человек их не может воспринимать без использования технических средств;
в)преодолевается спектральный барьер, т. е. становится возможной демонстрация изображений в ультрафиолетовых, рентгеновских инфракрасных лучах, в ультразвуке и т. п. Эти изображения недоступны для непосредственного восприятия человеком.
2.С помощью КВС возможен синтез изображений, принципиально не наблюдаемых динамических процессов. Эти процессы могут быть представлены методами мультипликации в соответствии с математическими моделями, описывающими эти явления. Например, траектории движения электронов, атомных ядер, процессы радиоактивного распада.
Важную роль при проведении учебных занятий с использованием КВС играет тот факт, что визуальная информация передается вместо части аудитивной. Такая замена целесообразна в том случае, если позволяет передать информацию быстрее, концентрированнее, в форме более экономичной, понятной, запоминающейся, наилучшим образом соответствующей конкретной дидактической задаче. В основе этого способа обучения лежит известный принцип — лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать.
Использование КВС, кроме сокращения временных затрат, позволяет увеличить психологическое воздействие на обучаемого, что свою очередь повышает эффективность обучения.
3.При использовании КВС визуальная информация передается параллельно с аудитивной. Синтез этих двух дидактических форм и дает то, что называется аудиовизуальной учебной информацией.Основное правило, которым следует руководствоваться при организации занятия: в каждый момент занятия,педагог должен точно знать, что именно должны увидеть, услышать, сделать, понять, приобрести студенты и обязан создавать все условия для достижения цели.
Применение видеографического сопровождения учебных занятий стимулирует тенденцию "диффузии жанров". В лекцию включаются элементы лабораторного практикума, практических занятий, производственной практики и др. Такая синтетическая форма занятия органично позволяет дать теорию, расчет и эксперимент именно тогда, когда это диктуется логикой познания, что соответствует более полной реализации дидактических принципов единства теории и практики.



Рекомендуем почитать:

Урок-игра «Круглый стол», урок-игра «Аукцион».
Урок-игра «Аукцион». Этот урок организую тогда, когда нужно проверить знания тех важнейших сведений из темы, которые учащиеся могут упустить, составляя свои вопросы к играм другого вида

Урок-игра «Морской бой»
Жетоны к этой игре составляют два комплекта. В один входят с такими надписями: «Адмирал красной эскадры», «Вице-адмирал красной эскадры», «Контр-адмирал красной эскадры», «Посредники», «Резерв красной эскадры». Аналогичный комплект есть для синей эскадры. Все жетоны выкладывают вперемешку

Урок-игра «Пресс-конференция», урок-игра «Телемост».
Подготовка и проведение этого урока похожи на Урок-игру «Защита диссертации». Оборудование почти то же самое, только нет таблицы «Анализ темы» и взяты другие жетоны. Отличительная черта подготовительной части — полная свобода в подборе вопросов по теме. Вторая часть урока начинается с того, что командиры берут жетоны, определяющие роли экипажей

Урок-игра «Защита диссертации»
К этому уроку готовлю два вида жетонов: с названиями НИИ и университетов; с ролевыми надписями «Диссертант» (1 жетон), «Эксперт» (1 жетон), «Оппонент» (все остальные жетоны). После стандартной первой части командиры вытягивают жетоны, определяющие роли их экипажей, т. е. выясняется, какой экипаж будет диссертантом, какой — оппонентом, какой — экспертом

Урок-игра "Эстафета"
Урок первой отработки материала и письменного воспроизведения опорного конспекта. Это занятие — следующее за уроком изучения нового материала. Строится оно в виде игры «Эстафета».

Принципы построения уроков
Когда разобран блок вопросов или большая тема (например, «Давление твердых тел, жидкостей и газов» в VII классе), в которую входит изучение нескольких опорных конспектов, и учащиеся овладели минимумом знаний, я организую упрочнение этих знаний, их углубление и расширение при помощи самостоятельной работы с учебником и любой дополнительной литературой

Схема анализа личностно ориентированного урока
Организационный аспект

Апробация биоадекватных учебников
В электронном комплексе интенсивного обучения печатные учебные пособия играют базовую роль

Печатные пособия
Учебник интенсивного обучения также содержательно отличается от традиционного

Рекомендации по разработке материалов интенсивного обучения
Видеокассеты с записями установочных или обзорных лекций

Специфика учебно-методических средств
Во всех УМС учтено воздействие на различные каналы восприятия

Общая характеристика учебно-методических материалов
Общая характеристика учебно-методических материалов
Дидактические средства выполняют две основные функции

Принципы отбора содержания и разработки учебника
В этой связи активно разрабатываются учебные комплексы открытого типа

Основные подходы к представлению «школьный учебник»
В отечественной педагогике была выдвинута теоретическая гипотеза о важнейшем средстве обучения

Содержание и структура урока
В содержании урока выделены две части

Реклама на сайте   Карта сайта
Реклама партнеров: Продажа шоколада, профессиональные кофемашины в аренду . Бесперебойная работа от компании саеко вендинг. доступно и качественно